• КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • +7 (347) 272-71-42 Дежурный прокурор
    • +7 (347) 272-71-42Дежурный прокурор
    • +7 (347) 276-35-78Пресс-служба
    • +7 (347) 273-62-21 , +7 (347) 272-82-02 , +7 (347) 272-64-65Канцелярия

Вступил в силу "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ

Кодекс административного судопроизводства РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции административных дел.

В предусмотренном Кодексом порядке будут рассматриваться административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. В частности, об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций, о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

Это также дела о приостановлении деятельности или о ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной или иной некоммерческой организации; о прекращении деятельности СМИ; о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в спецучреждение; о госпитализации в психиатрический или противотуберкулезный стационар в недобровольном порядке.

При этом положения Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Кодекс закрепляет институт ускорения рассмотрения административного дела, устанавливает права лиц, участвующих в деле, на направление, представление и получение электронных документов по административному делу, а также право при необходимости участвовать в судебном заседании посредством использования систем видео-конференц-связи. Кроме того, вводится упрощенное (письменное) производство по ряду административных дел и предусматриваются сокращенные сроки обращения в суд и сроки рассмотрения и разрешения административных дел (по сравнению с соответствующими сроками по гражданским делам).

Помимо этого, документом предусмотрено обязательное ведение гражданами ряда административных дел с участием представителя. Такое правило предусмотрено для граждан, не имеющих высшего юридического образования, по административным делам, представляющим наибольшую сложность с точки зрения реализации гражданами своих процессуальных прав и обязанностей.

В отличие от ГПК, в КАС сделан акцент на интенсивную значимость роли суда при разрешении административных дел. В частности, при необходимости судья сам инициирует истребование доказательств, привлекает новых ответчиков, в общем, занимает активную позицию в деле. Это обусловлено тем, что одной из сторон разбирательства обычно является государство в лице какого-либо органа, процессуальные возможности которого ограничены его статусом. Такой подход предусмотрен законодателем с целью соблюдения принципа паритетности для достижения объективности процесса и обеспечения равноправных процессуальных возможностей сторон в деле

Документ досконально регламентирует процессуальные аспекты, касающиеся административных разбирательств: круг лиц правомочных на обращение в суд; порядок рассмотрения дел; сроки подачи исковых требований; процедуру исполнения решений; механизм обжалования властных директив и проч. Благодаря кодексу каждый человек вправе опротестовать любой акт, действия или бездействия чиновников, некоммерческих организаций, приостановить или ограничить работу политической партии, религиозной организации, СМИ и проч.

Обобщая информацию, можно сказать, что благодаря КАС РФ, граждане имеют возможность отстаивать свои интересы, ущемлённые тем или иным произволом государственного масштаба.


версия для печати