• КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • +7 (347) 272-71-42 Дежурный прокурор
    • +7 (347) 272-71-42Дежурный прокурор
    • +7 (347) 276-35-78Пресс-служба
    • +7 (347) 273-62-21 , +7 (347) 272-82-02 , +7 (347) 272-64-65Канцелярия

Обзор нового законодательства с 20 апреля по 20 мая 2015 г.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Федеральный закон от 02.05.2015 N 114-ФЗ

"О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"

Федеральный закон "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" приведен в соответствие с Постановлением Конституционного Суда РФ от 13 мая 2014 г. N 14-П, согласно которому часть 1 статьи 7 указанного Федерального закона была признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащиеся в ней положения не обеспечивали возможность подачи уведомления о проведении публичного мероприятия для случаев, когда определяемый по общему правилу срок подачи уведомления (не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия) полностью совпадает с нерабочими праздничными днями.

Согласно поправкам если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

Закон опубликован на интернет-портале правовой информации 02.05.2015, вступил в силу с 13.05.2015.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Федеральный закон от 02.05.2015 N 119-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

Вводится разграничение органов повседневного управления в области чрезвычайных ситуаций и органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Указывается, в частности, что органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это органы, создаваемые для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Органы управления создаются на каждом уровне функционирования такой системы и включают в себя координационные органы, постоянно действующие органы управления и органы повседневного управления.

Установлено, каким образом осуществляется обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны на каждом уровне.

Опубликован на интернет-портале правовой информации 02.05.2015, вступил в силу с 13.05.2015.

Федеральный закон от 02.05.2015 N 116-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 13.15 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Усилена административная ответственность юридических лиц за массовое распространение экстремистских материалов.

В соответствии с поправками, внесенными в статью 20.29 КоАП РФ, размер штрафа за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, их производство либо хранение в целях массового распространения, составит от ста тысяч до 1 миллиона рублей (ранее размер штрафа составлял от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей).

Кроме того, установлена административная ответственность юридических лиц за производство либо выпуск продукции СМИ, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалы, публично оправдывающие терроризм, или другие материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 20.3 (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики, символики экстремистских организаций) и 20.29 (производство и распространение экстремистских материалов) КоАП РФ. Правонарушение повлечет наложение штрафа в размере от ста тысяч до 1 миллиона рублей с конфискацией предмета правонарушения.

Закон опубликован на интернет-портале правовой информации 02.05.2015, вступил в силу с 13.05.2015.

ПРАВОСУДИЕ

Постановление ГД ФС РФ от 24.04.2015 N 6576-6 ГД

"Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"

В России объявлена амнистия по уголовным делам, приуроченная к 70-летию Победы.

Под амнистию попадут, в частности:

осужденные к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести (в том числе участники боевых действий, лица, награжденные госнаградами, несовершеннолетние, чернобыльцы, отдельные лица, имеющие несовершеннолетних детей, инвалиды I и II группы);

заключенные на срок до пяти лет за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет (при соблюдении определенных условий);

условно осужденные и лица, неотбытая часть наказания которых составляет менее года.

Кроме того, в некоторых случаях будут прекращены уголовные дела, находящиеся в производстве, смягчены наказания и сокращены неотбытые сроки лишения свободы.

Определен ряд статей УК РФ, не подпадающих под действие амнистии. Это коснется, в том числе лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, рецидивистов, лиц, совершивших новое преступление в течение десяти лет после последнего освобождения; злостных нарушителей порядка отбывания наказания в местах лишения свободы и др.

Постановление ГД ФС РФ от 24.04.2015 N 6578-6 ГД

"О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"

Определены меры по реализации амнистии, объявленной в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.

Установлены органы, на которые возлагается обязанность применения акта об амнистии в отношении различных категорий лиц (исправительные учреждения и следственные изоляторы - в отношении осужденных к лишению свободы, органы дознания и предварительного следствия - в отношении подозреваемых и обвиняемых, суды - в отношении лиц, дела о преступлениях которых находятся в производстве этих судов, и т.д.).

Кроме того, документом предусматриваются особенности применения амнистии.

Так, установлено, что решение о применении акта об амнистии принимается в отношении каждого лица индивидуально.

Лица, подпадающие под действие Постановления об амнистии, не освобождаются от административных наказаний и обязанности возместить вред, причиненный в результате совершенных ими противоправных действий.

При применении акта об амнистии не учитываются, в частности:

судимости, снятые или погашенные в установленном законом порядке (лица, у которых снята или погашена судимость, считаются впервые совершившими преступление);

судимости за преступления, ответственность за которые не предусмотрена Уголовным кодексом РФ;

судимости за преступления, ранее совершенные по неосторожности, независимо от вида наказания;

судимости за умышленные преступления, за которые были назначены наказания, не связанные с лишением свободы.

При применении Постановления об амнистии в отношении лиц, которым срок наказания был ранее сокращен в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии, следует исходить из срока наказания, установленного соответствующими актами. Материалы о применении акта об амнистии к отбывающим наказание осужденным, которым назначены меры медицинского характера в виде лечения от алкоголизма, наркомании или токсикомании, активной формы туберкулеза, венерического заболевания, рассматриваются после завершения указанными заключенными обязательного лечения.

Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования: с 24.04.2015.

Постановление Конституционного Суда РФ от 16.04.2015 N 8-П

"По делу о проверке конституционности пункта 3 части первой статьи 26 Федерального закона "Об оружии" в связи с жалобой негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Учебно-технический центр "Кольчуга"

Заявитель оспаривал конституционность пункта 3 части первой статьи 26 Федерального закона "Об оружии", согласно которому лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию или разрешение, в случае возникновения предусмотренных данным Федеральным законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии или разрешения.

По мнению заявителя, данное положение Федерального закона "Об оружии" противоречит Конституции РФ, поскольку позволяет рассматривать нарушение правил хранения оружия и патронов в качестве основания для аннулирования во внесудебном порядке выданного юридическому лицу разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, тогда как часть четвертая статьи 26 данного Закона допускает аннулирование такого разрешения только в судебном порядке и лишь в том случае, если юридическим лицом в установленный судом срок административного приостановления его деятельности не были устранены допущенные нарушения правил в сфере оборота оружия и патронов к нему, повлекшие наложение наказания в виде административного приостановления деятельности.

Конституционный Суд РФ признал пункт 3 части 1 статьи 26 Федерального закона "Об оружии" не соответствующим Конституции РФ, в той мере, в какой содержащееся в нем положение по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, предусматривающего аннулирование разрешения на хранение, использование оружия и патронов к нему на основании судебного решения и при предоставлении юридическому лицу возможности исправления выявленного нарушения, позволяет рассматривать несоблюдение юридическим лицом условий, обеспечивающих сохранность, учет и безопасность хранения оружия, в качестве основания для аннулирования выданного ему разрешения на хранение, использование оружия и патронов к нему в административном порядке.

Кроме того, Конституционный Суд РФ указал, что федеральному законодателю надлежит уточнить перечень обстоятельств, при наличии которых выданное юридическому лицу разрешение на хранение, использование оружия и патронов к нему может быть аннулировано уполномоченным органом в административном порядке.

Постановление Правительства РФ от 18.04.2015 N 368

"О Федеральном агентстве по делам национальностей"

Правительством РФ утверждено Положение о Федеральном агентстве по делам национальностей (ФАДН России) - органе власти в сфере государственной национальной политики.

ФАДН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

- по выработке и реализации государственной национальной политики, нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере государственной национальной политики;

- по осуществлению мер, направленных на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), обеспечение межнационального согласия, этнокультурного развития народов РФ, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов РФ;

- по взаимодействию с национально-культурными автономиями, казачьими обществами и иными институтами гражданского общества;

- по разработке и реализации государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных отношений;

- по контролю за реализацией государственной национальной политики;

- по осуществлению государственного мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;

- по профилактике любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

- по предупреждению попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.


СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Федеральный закон от 20.04.2015 N 88-ФЗ

"О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала"

Согласно закону из средств материнского капитала может быть предоставлена единовременная выплата в размере 20 000 рублей.

Право на получение выплаты предоставляется лицам:

имеющим государственный сертификат на материнский (семейный) капитал;

проживающим на территории РФ;

при условии, что право на дополнительные меры господдержки возникло по 31 декабря 2015 года включительно, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Заявление необходимо будет подать в территориальный орган ПФР или МФЦ не позднее 31 марта 2016 года.

Опубликован на Интернет-портале правовой информации 21.04.2015, вступил в силу со 02.05.2015.

Федеральный закон от 20.04.2015 N 101-ФЗ

"О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"

Согласно изменениям, внесенным в статью 127 Семейного кодекса РФ, лица, имевшие судимость либо подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности, против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести, могут выступать усыновителями, если судом такие лица будут признаны не представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка. При вынесении решения об усыновлении ребенка таким лицом суд учитывает обстоятельства деяния, за которое такое лицо подвергалось уголовному преследованию, срок, прошедший с момента совершения деяния, форму вины, обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение такого лица после совершения деяния, и иные обстоятельства в целях определения возможности обеспечить усыновляемому ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие без риска для жизни ребенка и его здоровья.

Закон опубликован на интернет-портале правовой информации 21.04.2015, вступил в силу со 02.05.2015.

ОБОРОНА

Федеральный закон от 20.04.2015 N 97-ФЗ

"О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации"

Внесены уточнения в порядок увольнения военнослужащих, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Установлено, что в случаях, если военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством РФ, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение тридцати дней с даты уведомления их о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих - граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов, согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется.

При этом порядок уведомления военнослужащих - граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и представления военнослужащими - гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Указанные военнослужащие - граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, предусмотренными Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

Закон опубликован на интернет-портале правовой информации 21.04.2015, вступил в силу со 02.05.2015.

Федеральный закон от 20.04.2015 N 104-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 4 и 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"

Внесены изменения в порядок отбора граждан, поступающих на военную службу по контракту.

Установлено, что отбор кандидатов из числа граждан, не находящихся на военной службе, для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы РФ на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами, и кандидатов из числа иностранных граждан для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы РФ на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, осуществляется пунктами отбора на военную службу по контракту совместно с военными комиссариатами в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237.

Определение соответствия граждан (иностранных граждан), отбираемых на военную службу по контракту военными комиссариатами или пунктами отбора на военную службу по контракту совместно с военными комиссариатами, установленным требованиям, возлагается соответственно на комиссии военных комиссариатов или на совместные комиссии пунктов отбора на военную службу по контракту и военных комиссариатов.

Опубликован на интернет-портале правовой информации 21.04.2015, вступил в силу со 02.05.2015.


УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Федеральный закон от 20.04.2015 N 103-ФЗ

"О внесении изменений в статью 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Настоящим законом расширены права осужденных на участие в религиозных обрядах и церемониях.

Установлено, в частности, что в целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, федеральный орган уголовно-исполнительной системы заключает с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями соглашения о взаимодействии. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы в соответствии с указанными соглашениями вправе по согласованию с федеральным органом уголовно-исполнительной системы заключать соглашения о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями.

К осужденным к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. Личные встречи священнослужителей с осужденными предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до 2 часов каждая с соблюдением действующих на территории учреждения, исполняющего наказание, правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя личная встреча, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения.

Предусмотрено, что место проведения религиозных обрядов и церемоний определяется в зависимости от условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения.

Закон опубликован на интернет-портале правовой информации 21.04.2015, вступил в силу со 02.05.2015.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Федеральный закон от 02.05.2015 N 117-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 23.68 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Усовершенствован контроль и надзор за деятельностью структурных подразделений международных и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

В КоАП РФ закреплены полномочия должностных лиц Минюста России по составлению протоколов об административных правонарушениях при осуществлении ими функций в сфере контроля (надзора) за деятельностью структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Кроме того, уточнен круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях от имени ФССП России.

Закон опубликован на интернет-портале правовой информации 02.05.2015, вступил в силу со 13.05.2015.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ

"О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

Установлены правила применения профессиональных стандартов работодателями.

В соответствии с внесенными в Трудовой кодекс РФ поправками, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Определено также, что Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.

Минтруд России вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.

Уточняющие поправки также внесены в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

Закон опубликован на интернет-портале правовой информации 02.05.2015, вступает в силу с 1 июля 2016 года.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Федеральный закон от 02.05.2015 N 124-ФЗ

"О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"

Установлено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются больным заразными формами туберкулеза в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Предоставление больным с заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим детей, страдающих заразными формами туберкулеза) помещений по договорам социального найма осуществляется вне очереди в том же порядке и за счет тех же средств, что и предоставление помещений иным гражданам, признанным нуждающимся в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Закон опубликован на интернет-портале правовой информации 02.05.2015, вступил в силу со 13.05.2015.

Федеральный закон от 02.05.2015 N 110-ФЗ

"О внесении изменений в статью 284.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Деятельность образовательных и медицинских организаций по присмотру и уходу за детьми будет облагаться по нулевой налоговой ставке.

Соответствующее дополнение внесено в статью 284.1 НК РФ, устанавливающую особенности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность.

Опубликован на интернет-портале правовой информации 02.05.2015, вступит в силу с 01.06.2015.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Федеральный закон от 02.05.2015 N 118-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности"

В Федеральный закон "О пожарной безопасности" включено определение понятия "координация в области пожарной безопасности".

Установлено, что координация в области пожарной безопасности - это деятельность по обеспечению взаимосвязи (взаимодействия) и слаженности элементов системы обеспечения пожарной безопасности. Полномочиями по координации деятельности пожарной охраны при тушении пожаров наделена Федеральная противопожарная служба.

Закон опубликован на интернет-портале правовой информации 02.05.2015, вступил в силу со 13.05.2015.

Обзор подготовлен старшим помощником прокурора республики

по правовому обеспечению и связям с общественностью Э.Ф. Пакутиной

версия для печати