• КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • +7 (347) 272-71-42 Дежурный прокурор
    • +7 (347) 272-71-42Дежурный прокурор
    • +7 (347) 276-35-78Пресс-служба
    • +7 (347) 273-62-21 , +7 (347) 272-82-02 , +7 (347) 272-64-65Канцелярия

Обзор нового законодательства с 10 ноября по 8 декабря 2015 года

                             КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

                            Федеральный закон от 23.11.2015 N 314-ФЗ

"О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"

Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание, цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами.

Согласно статье 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.

В целях обеспечения равного уважения к мировым традиционным религиям Федеральным законом установлено, что Библия, Коран, Танах и Ганджур, составляющие духовную основу христианства, ислама, иудаизма и буддизма, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами.

         Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 23.11.2015 и с этого же дня вступил в силу.

            ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

         Постановление Правительства РФ от 14.11.2015 N 1232

"О внесении изменений в Правила подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее должностных лиц"

Правительством закреплена возможность подачи жалобы на решения государственных органов в электронном виде через систему досудебного обжалования.

Соответствующие поправки внесены в "Правила подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее должностных лиц", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 N 840.

Установлено, что в электронном виде жалоба может быть подана заявителем также посредством портала федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими (система досудебного обжалования) с использованием сети Интернет.

В случае если жалоба была направлена указанным способом, ответ заявителю направляется также посредством системы досудебного обжалования.

Система досудебного обжалования была введена в эксплуатацию с 29 декабря 2014 года Приказом Минкомсвязи России от 26.12.2014 N 500.

Постановление опубликовано на Интернет-портале правовой информации 18.11.2015, вступило в силу 26.11.2015.

                  Федеральный закон от 28.11.2015 N 341-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Религиозные организации, получившие финансирование из-за рубежа, обязаны представлять отчет о его фактическом расходовании и публиковать такой отчет в Интернете и СМИ.

Такие организации также обязаны отчитываться о своей деятельности, составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества.

Данные положения установлены в новом законе, принятом Госдумой с целью ужесточения контроля за иностранным финансированием религиозных организаций для предотвращения финансирования терроризма и экстремизма.

Определено, что при осуществлении надзора за деятельностью религиозных организаций уполномоченный орган имеет право, в том числе:

- проводить проверки соответствия деятельности религиозной организации законодательству о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целям и порядку деятельности, предусмотренным ее уставом;

- направлять своих представителей для присутствия на проводимых религиозной организацией мероприятиях по приглашению органов управления религиозной организации;

- запрашивать и получать у религиозной организации документы о ее деятельности;

- в случае выявления нарушения выносить организации письменное предупреждение с указанием срока его устранения, составляющего не менее одного месяца.

В случаях получения религиозной организацией финансирования из-за рубежа, а также поступления от органов власти информации о нарушении такой организацией законодательства или о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма), уполномоченные органы вправе:

- запрашивать и получать документы, содержащие сведения о ее финансово-хозяйственной деятельности;

- проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности, в том числе в части поступления или расходования благотворительных пожертвований и других денежных средств.

Кроме того, установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки религиозной организации является:

- истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении;

- поступление в уполномоченный орган информации от государственных органов о нарушении религиозной организацией законодательства в сфере ее деятельности или о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма);

- наличие соответствующего приказа (распоряжения) руководителя федерального органа государственной регистрации или его территориального органа, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 28.11.2015, вступил в силу 09.12.2015.

                          Указ Президента РФ от 28.11.2015 N 583

"О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики"

В ответ на недружественные действия Турции Президентом РФ введены экономические санкции против данного государства.

В соответствии с Указом Президента РФ, на территории Российской Федерации временно вводятся:

- запрет ввоза отдельных видов турецких товаров по перечню, определяемому Правительством РФ;

- запрет или ограничение для турецких организаций на выполнение ими отдельных видов работ и оказание услуг на территории РФ по перечню, определяемому Правительством РФ;

- запрет на привлечение с 1 января 2016 года для осуществления трудовой деятельности, выполнения работ и оказания услуг граждан Турции, не состоящих в трудовых или гражданско-правовых отношениях с работодателями по состоянию на 31 декабря 2015 года (кроме отдельных работодателей, определяемых Правительством РФ);

- отмена с 1 января 2016 года безвизового режима с Турцией (кроме граждан Турции, имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство в РФ и дипломатических работников).

Кроме того, установлено, что туроператорам и турагентам надлежит воздерживаться от реализации гражданам РФ туров в Турцию.

Также, Правительству РФ поручено принять меры, предусматривающие:

- введение запрета на чартерные воздушные перевозки между Россией и Турцией;

- усиление контроля за деятельностью турецких автоперевозчиков на территории РФ в целях обеспечения безопасности;

- усиление портового контроля и контроля по обеспечению транспортной безопасности акваторий российских морских портов в Азово-Черноморском бассейне.

                          Федеральный закон от 28.11.2015 N 344-ФЗ

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом"

Законом установлена административная ответственность должностных лиц, юридических лиц за нарушение порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным и муниципальным имуществом, которое влечет наложение штрафа в процентах цены совершенной сделки (при этом закреплено, что административный штраф может выражаться в величине, кратной цене совершенной государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением сделки). Ст. 7.35 КоАП РФ.

Кроме того, новой ст. 19.7.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за непредставление или ненадлежащее представление сведений (информации) в Росимущество.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 28.11.2015, вступил в силу 09.12.2015.

                    Федеральный закон от 28.11.2015 N 345-ФЗ

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

При назначении административного наказания с возложением обязанности пройти лечение от наркомании судья в постановлении устанавливает срок обращения в медицинскую организацию.

Соответствующее дополнение внесено в часть 2 статьи 29.10 КоАП РФ, устанавливающей требования к постановлению по делу об административном правонарушении.

Указанный срок исчисляется со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 28.11.2015, вступил в силу 09.12.2015.

                      Федеральный закон от 28.11.2015 N 352-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 26 и 28 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации"

Установлено, что финансовое и материально-техническое обеспечение осуществляется Управлением делами Президента РФ.

Организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное обеспечение осуществляется аппаратом Общественной палаты.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.

                  Федеральный закон от 28.11.2015 N 357-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Уточнены некоторые полномочия органов местного самоуправления различных уровней в сферах защиты населения от чрезвычайных ситуаций, дорожной деятельности, землепользования, коммунального хозяйства, охраны окружающей среды, природопользования и культуры.

В частности, установлено, что вопросы местного значения в сферах защиты населения от чрезвычайных ситуаций, дорожной деятельности, землепользования, коммунального хозяйства, охраны окружающей среды, природопользования, культуры на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления муниципальных районов, за исключением тех случаев, когда законами субъектов РФ данные вопросы будут закреплены за сельскими поселениями.

Поскольку по сравнению с другими муниципальными образованиями сельские поселения являются наименее обеспеченными, указанные изменения позволят привести объем решаемых ими вопросов местного значения в соответствие с финансово-экономическими и организационно-кадровыми возможностями.

Также органы местного самоуправления городских округов наделены правом оказывать внутригородским районам содействие в размещении информации о деятельности их органов местного самоуправления.


                          БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

 

                                  Указ Президента РФ от 18.11.2015 N 562

"О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма"

Имущество лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности, будет блокироваться на основании решения Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма.

Основными задачами Межведомственной комиссии являются:

рассмотрение представленных органами и организациями материалов, содержащих сведения о возможной причастности организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), а также представленных Росфинмониторингом обращений компетентных органов иностранных государств, свидетельствующих о возможной причастности организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма);

проверка достаточности оснований подозревать причастность организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма).

Межведомственная комиссия для решения возложенных на нее задач имеет, в частности, право:

принимать решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), вносить изменения в ранее принятые решения или отменять их;

назначать физическому лицу, в отношении которого принято решение о замораживании принадлежащего ему имущества, ежемесячное гуманитарное пособие, определять и пересматривать его размер;

запрашивать и получать необходимые материалы и информацию от органов и организаций, а также от компетентных органов иностранных государств.

Установлено, что в целях замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения таких организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в Межведомственную комиссию по противодействию финансированию терроризма направляются:

имеющиеся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти и СК России материалы, содержащие сведения о возможной причастности организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма);

поступившие в Росфинмониторинг обращения компетентных органов иностранных государств о возможной причастности организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма).

Органам прокуратуры РФ, Банку России, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным государственным органам и организациям рекомендовано направлять имеющиеся в их распоряжении материалы, содержащие сведения о возможной причастности организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), в Межведомственную комиссию по противодействию финансированию терроризма.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

                      Федеральный закон от 23.11.2015 N 313-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

На должностных лиц Следственного комитета РФ распространены обязанности по направлению в комиссию по делам несовершеннолетних материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Следователям Следственного комитета РФ подведомственны дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных, в том числе, и несовершеннолетними лицами. Вместе с тем обязанности передавать материалы в отношении таких лиц в комиссии по делам несовершеннолетних установлено не было. До принятия настоящего закона соответствующая обязанность была только у должностных лиц прокуратуры Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации.

Федеральный закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 23.11.2015, вступил в силу 04.12.2015.

                  Федеральный закон от 28.11.2015 N 354-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования мер по противодействию коррупции"

Случаи невыполнения требования о запрете открытия вкладов в иностранных банках будут рассматриваться комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

В целях совершенствования мер по противодействию коррупции внесены поправки в отдельные законодательные акты, которыми в том числе:

уточнено, что председатель соответствующего суда при обращении общероссийского СМИ обеспечивает предоставление последнему сведений о расходах судьи, расходах его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, представленные в случаях, определяемых Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";

предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, если в порядке, установленном федеральными законами и/или законами субъектов РФ, им не поручено участвовать в управлении таким хозяйствующим субъектом.

Кроме того, в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации закреплено, что взыскание в виде замечания или выговора применяется при малозначительности коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии). Аналогичная норма, согласно которой взыскание в виде замечания или выговора может быть применено к работнику при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии, предусмотрена в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации".

Федеральный закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 28.11.2015, вступил в силу 09.12.2015.

          УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 51

"О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 года N 8 "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания" и от 20 декабря 2011 года N 21 "О практике применения судами законодательства об исполнении приговора"

 

Пленум Верховного Суда РФ внес изменения в условия применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, а также замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

В частности установлено следующее:

характер и степень общественной опасности совершенного осужденным преступления, в том числе его тяжесть и последствия, не могут являться основаниями для отказа в удовлетворении ходатайства об УДО из мест лишения свободы;

наличие у осужденного взысканий само по себе не может свидетельствовать о том, что он нуждается в дальнейшем отбывании назначенного судом наказания. Разрешая этот вопрос, следует учитывать конкретные обстоятельства, тяжесть и характер каждого допущенного осужденным нарушения за весь период отбывания наказания, а не только за время, непосредственно предшествующее рассмотрению ходатайства или представления, данные о снятии или погашении взысканий, время, прошедшее с момента последнего взыскания, последующее поведение осужденного и другие характеризующие его сведения;

при рассмотрении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания и о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания суд не вправе высказывать суждение о незаконности и необоснованности примененных к осужденному взысканий и поощрений;

если в судебном заседании установлено, что осужденным принимались меры к возмещению причиненного преступлением вреда (материального ущерба и морального вреда), однако в силу объективных причин вред возмещен лишь в незначительном размере, то суд не вправе отказать в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или в замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания только на этом основании;

при решении вопроса об освобождении лица от наказания определяющее значение имеет установление судом наличия у осужденного тяжелой болезни, препятствующей отбыванию им назначенного наказания. Рассматривая соответствующее ходатайство осужденного, суд не только оценивает медицинское заключение специальной медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы с учетом Перечня заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 года N 54, но и принимает во внимание иные обстоятельства, имеющие значение для разрешения ходатайства по существу.

Суд не вправе отказать в принятии ходатайства осужденного об освобождении от наказания в связи с болезнью, направленного им непосредственно в суд, из-за отсутствия документов (заключения медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы, личного дела осужденного), которые обязана представить администрация учреждения или органа, исполняющего наказание. В таких случаях суду следует направить копию ходатайства осужденного в учреждение или орган, исполняющий наказание, для последующего незамедлительного представления администрацией (должностным лицом) в суд соответствующих материалов.

                    Федеральный закон от 28.11.2015 N 346-ФЗ

"О внесении изменения в статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"

В УК РФ уточнено определение понятия "неоднократная" розничная продажа несовершеннолетним алкоголя.

В настоящее время розничной продажей несовершеннолетнему алкогольной продукции, совершенной лицом неоднократно, признается розничная продажа в случае, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние в течение 180 дней.

В соответствии с внесенными изменениями, розничной продажей не достигшему совершеннолетия лицу алкоголя, совершенной неоднократно, признается продажа лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию. В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ такой срок составляет 1 год.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 28.11.2015, вступил в силу 09.12.2015.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.12.2015 N 54

"О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2012 года N 26 "О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции"

Изменения, внесенные в Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", обусловлены поправками законодательства, а также вопросами, имеющимися в судебной практике.

В частности, дополнениями, внесенными в Постановление, установлено:

суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения жалобы, представления на судебные решения, вынесенные в ходе досудебного производства в соответствии с частями 2 и 3 статьи 29 УПК РФ, а также на решения суда по вопросам, связанным с исполнением приговора, при наличии к тому оснований вправе изменить или отменить постановление и принять новое решение без передачи материала на рассмотрение суда первой инстанции, если допущенные нарушения уголовно-процессуального закона могут быть устранены в суде апелляционной инстанции;

в постановлении о назначении судебного заседания вопрос о форме участия лица, содержащегося под стражей, должен быть решен исходя из положений статьи 389.7, пункта 5 части 1 статьи 389.11 и части 2 статьи 389.12 УПК РФ в их взаимосвязи, с учетом того, что такому лицу по решению суда может быть обеспечено право участвовать в судебном заседании непосредственно либо путем использования систем видеоконференц-связи;

при наличии оснований для избрания подсудимому или осужденному меры пресечения в виде залога, домашнего ареста или заключения под стражу, равно как и для отмены или изменения избранной в отношении его меры пресечения, либо оснований для продления срока домашнего ареста или срока содержания под стражей в случаях истечения установленного ранее судом срока судья апелляционной инстанции рассматривает данный вопрос в судебном заседании с участием подсудимого или осужденного, его защитника, если он участвует в уголовном деле, законного представителя несовершеннолетнего подсудимого или осужденного, государственного обвинителя или прокурора в порядке, установленном статьей 108 УПК РФ.

                  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

                   Федеральный закон от 28.11.2015 N 340-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

При неисполнении должником требований исполнительного документа могут быть установлены временные ограничения права управления транспортными средствами.

Так, при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований исполнительного документа о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба или морального вреда, причиненных преступлением, требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом.

Установлен перечень случаев, при которых временное ограничение на пользование должником специальным правом не может применяться (в том числе, если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) не превышает 10000 рублей и др.).

Предусмотрена административная ответственность (обязательные работы на срок до 50 часов или лишение специального права на срок до 1 года) за нарушение временного ограничения на пользование специальным правом в виде права управления транспортным средством.

Федеральный закон вступает в силу с 15 января 2016 года.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50

"О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства"

Верховным Судом РФ обновлены разъяснения по вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства.

В постановлении разъясняются следующие вопросы:

разграничение компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей;

возбуждение исполнительного производства;

отсрочка или рассрочка исполнения исполнительного документа;

приостановление исполнения судебного акта и исполнительного производства;

окончание и прекращение исполнительного производства;

арест имущества должника;

оценка и хранение имущества должника;

полномочия судебного пристава-исполнителя по совершению действий, направленных на государственную регистрацию прав на имущество;

обращение взыскания на имущество должника и на заложенное имущество, реализация имущества должника на публичных торгах, взыскание исполнительского сбора.

В частности разъяснено, что арест в качестве обеспечительной меры принадлежащего полностью или в части должнику-гражданину жилого помещения, являющегося единственно пригодным для постоянного проживания самого должника и членов его семьи, равно как и установление запрета на распоряжение этим имуществом, включая запрет на вселение и регистрацию иных лиц, сами по себе не могут быть признаны незаконными, если указанные меры приняты судебным приставом-исполнителем в целях воспрепятствования должнику распорядиться данным имуществом в ущерб интересам взыскателя. Наложение ареста либо установление соответствующего запрета не должно препятствовать гражданину-должнику и членам его семьи пользоваться таким имуществом.

Признаны не подлежащими применению пункт 20 постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", а также постановление Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 N 27 "О некоторых вопросах применения законодательства об исполнительном производстве".

                     Федеральный закон от 28.11.2015 N 349-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 25 и 26 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и статью 15 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

 

Закон исключил требование о сообщении страхователем номера своего индивидуального лицевого счета при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в электронной форме.

Кроме того, уточнены требования к формированию страховых резервов. Указано, что страховые резервы должны быть обеспечены активами (средствами страховых резервов). Средств страховых резервов должно быть достаточно для исполнения обязательств страховщиков по осуществлению предстоящих страховых выплат по договорам страхования, сострахования, по перестрахованию, взаимному страхованию и исполнения иных действий по обслуживанию указанных договоров.

                                 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

                      Федеральный закон от 28.11.2015 N 339-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

В Градостроительный кодекс РФ внесены уточнения, касающиеся создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.

В частности, установлено, что к материалам, содержащимся в проектной документации, относится, в том числе, перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.

                                   ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

 

                     Федеральный закон от 28.11.2015 N 355-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об объединениях работодателей" и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законом уточнен механизм регистрации объединений работодателей.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2014 N 358-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объединение работодателей не может до внесения сведений о нем в реестр объединений работодателей использовать в своем наименовании слова "объединение работодателей" и словосочетания, образованные на его основе. В связи с этим после внесения соответствующих сведений в данный реестр объединения работодателей были вынуждены вносить изменения в свои учредительные документы. Принятым законом обеспечено соответствие наименования объединения работодателей организационно-правовой форме и виду этого объединения.

Кроме того, уточняются требования к наименованиям объединений работодателей (оно должно содержать указание на вид объединения работодателей и в него могут включаться слова "союз", "ассоциация", "партнерство").

В течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона объединения работодателей, созданные до дня вступления его в силу, обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 28.11.2015, вступил в силу 09.12.2015.

                    Федеральный закон от 28.11.2015 N 343-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 25 и 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

Иностранные артисты при осуществлении концертно-гастрольной деятельности смогут въезжать в Российскую Федерацию по обыкновенной деловой визе.

Установлено, что обыкновенная деловая виза выдается на срок до тридцати суток, в том числе, иностранному гражданину, осуществляющему гастрольную деятельность (организацию и проведение на основании гражданско-правовых договоров на возмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества).

Федеральный закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 28.11.2015 и с этого же дня вступил в силу.

                

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Постановление Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 N 29-П

"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.К. Шматкова"

Невключение в страховой стаж реабилитированного гражданина, периода, в течение которого гражданин был временно отстранен от должности в связи с решением органа, осуществлявшего уголовное преследование, признано не соответствующим Конституции.

Конституционный суд признал несоответствующим Конституции РФ положения пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в той мере, в какой содержащиеся в нем нормативное положение во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями позволяет не включать в страховой стаж гражданина, необоснованно привлеченного к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированного, период, в течение которого он был временно отстранен от должности (работы) в связи с решением органа, осуществлявшего уголовное преследование, о применении к нему данной меры процессуального принуждения, и тем самым препятствует восстановлению его пенсионных прав.

Федеральному законодателю надлежит, исходя из требований Конституции РФ и с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в настоящем Постановлении, внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на правового механизма восстановления пенсионных прав реабилитированных лиц, т.е. гарантирующего им пенсионное обеспечение на тех условиях, которые применялись бы к ним в случае отсутствия незаконного или необоснованного уголовного преследования.

                Федеральный закон от 23.11.2015 N 315-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 4 и 20 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Согласно Федеральному закону сотрудник и гражданин РФ, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ними, или удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо ветераны боевых действий на территории Афганистана имеют преимущественное право на предоставление им указанной единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами РФ, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятым на учет в том же году.

Федеральный закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 23.11.2015, вступил в силу 04.12.2015.

                   Федеральный закон от 28.11.2015 N 348-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"

Средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены семьями, имеющими детей-инвалидов, на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации таких детей и их интеграции в общество.

Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на компенсацию приобретения товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также перечень таких товаров и услуг будут устанавливаться Правительством РФ.

Подтверждением приобретения товаров для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов могут являться договор купли-продажи, товарный и кассовый чеки, а также акт о проверке наличия такого товара, составленный органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка-инвалида.

Социальный работник, который в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" прикреплен к ребенку-инвалиду, может осуществлять проверку факта приобретения товара при плановом посещении ребенка.

Установлено, что семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вправе воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала на указанные цели, не дожидаясь исполнения ребенку, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, возраста трех лет.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.

                    Федеральный закон от 28.11.2015 N 351-ФЗ

"О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах"

Основная масса военнослужащих, выполнявших воинский долг в Республике Таджикистан, смогут получить удостоверение ветерана боевых действий.

В раздел III приложения к Федеральному закону "О ветеранах" внесено изменение, согласно которому слова "Боевые действия в Республике Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; февраль 1993 года - декабрь 1997 года" заменены словами "Выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; февраль 1993 года - декабрь 1997 года".

Таким образом, указанное положение приведено в соответствие с формулировками, содержащимися в нормативных правовых актах, на основании которых военнослужащим, выполнявшим боевые задачи в Республике Таджикистан, делались записи в личных делах и военных билетах, что позволит выдать удостоверения ветерана боевых действий основной массе военнослужащих, выполнявших воинский долг в Республике Таджикистан.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.

                             НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

                    Федеральный закон от 23.11.2015 N 317-ФЗ

"О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

С 1 января 2016 года стандартный налоговый вычет по НДФЛ на ребенка-инвалида будет увеличен до 12 000 рублей.

Налоговый вычет в указанном размере предоставляется родителям, супругу (супруге) родителя и усыновителям в отношении:

ребенка-инвалида до 18 лет;

учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Опекунам, попечителям, приемным родителям и их супругам, на обеспечении которых находятся такие дети, вычет будет предоставляться в размере 6000 рублей.

Увеличен с 280 000 до 350 000 рублей размер дохода, при достижении которого (нарастающим итогом с начала года) стандартные налоговые вычеты не предоставляются.

Федеральный закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 23.11.2015.

                            Федеральный закон от 23.11.2015 N 320-ФЗ

"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Освобождены от НДФЛ судебные расходы и перенесен предельный срок уплаты имущественных налогов физических лиц.

Законом вносятся изменения и дополнения в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.

Освобождены от налогообложения НДФЛ доходы в виде сумм возмещенных налогоплательщику на основании решения суда судебных расходов.

Перенесен с 1 октября на 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, срок уплаты имущественных налогов физлицами (земельного, транспортного и налога на имущество ФЛ).

Федеральный закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 23.11.2015 и с этого же дня вступил в силу.

                 

                            ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

                      Федеральный закон от 28.11.2015 N 350-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 12 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

Установлена административная ответственность граждан за несоблюдение порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам в банках за пределами России.

Кроме того, поправками, внесенными в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", предусмотрено, что на счета физических лиц - резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств - членов ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены полученные от нерезидентов:

денежные средства, приобретенные физическим лицом - резидентом в результате отчуждения им внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на российской бирже либо на иностранной бирже, входящей в перечень иностранных бирж, указанный в пункте 4 статьи 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг";

денежные средства, выплачиваемые физическому лицу - резиденту в виде дохода, полученного от передачи в доверительное управление денежных средств и/или ценных бумаг доверительному управляющему - нерезиденту.

Установлено, что физические лица - резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Банком России.

Федеральный закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 28.11.2015 и с этого же дня вступил в силу.

Обзор подготовлен старшим помощником прокурора республики

по правовому обеспечению и связям с общественностью Э.Ф. Пакутиной

              

версия для печати