• КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • +7 (347) 272-71-42 Дежурный прокурор
    • +7 (347) 272-71-42Дежурный прокурор
    • +7 (347) 276-35-78Пресс-служба
    • +7 (347) 273-62-21 , +7 (347) 272-82-02 , +7 (347) 272-64-65Канцелярия

Обзор нового законодательства с 20 мая по 09 июня 2015 г.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Федеральный закон от 23.05.2015 N 129-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Деятельность иностранной или международной неправительственной организации при определенных условиях может быть признана нежелательной в России.

Внесены поправки в Уголовный кодекс РФ (введена ст. 284-1), КоАП РФ, УПК РФ, федеральные законы "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации".

Установлено, что деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя РФ, обороноспособности страны или безопасности государства, может быть признана нежелательной на территории России. Деятельность организации признается нежелательной со дня обнародования информации об этом.

Признание нежелательной деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой ряд последствий, в частности:

запрет на создание (открытие) в России структурных подразделений иностранной или международной неправительственной организации и прекращение деятельности ранее созданных (открытых) таких структурных подразделений;

запрет на распространение информационных материалов, издаваемых иностранной или международной неправительственной организацией или распространяемых ею, в том числе через СМИ, сеть Интернет, а также производство или хранение таких материалов в целях распространения.

Решение о признании (отмена решения о признании) нежелательной иностранной или международной неправительственной организации принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителями по согласованию с МИД России.

Кредитные организации и некредитные финансовые организации обязаны отказать в проведении операции с денежными средствами или иным имуществом, одной из сторон которой является организация, включенная в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной.

Въезд в Россию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства участвует в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании ее деятельности нежелательной.

Кроме того, установлена уголовная и административная ответственность за осуществление деятельности в России иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании ее деятельности нежелательной.

Опубликован на Интернет-портале правовой информации 23.05.2015. Действует с 03.06.2015.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Федеральный конституционный закон от 23.05.2015 N 4-ФКЗ

"О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации"

Уточнены обязанности Уполномоченного по правам человека в РФ и членов Правительства РФ в части предотвращения и урегулирования конфликта интересов, стороной которого являются указанные лица.

А также положения, касающиеся запрета членам Правительства РФ заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы, и обязанности передавать на время своего пребывания в составе Правительства находящиеся в их собственности ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.

Опубликован на Интернет-портале правовой информации 23.05.2015. Действует с 03.06.2015.

Федеральный закон от 23.05.2015 N 133-ФЗ

"О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О политических партиях"

Общественные движения, зарегистрированные в качестве юридических лиц, выделены в самостоятельную организационно-правовую форму.

Общественным движением признается состоящее из участников общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками.

Исключена возможность создания политических партий путем преобразования в них общероссийских общественных организаций и общероссийских общественных движений.

Уточнены требования к составу сведений, которые должны содержаться в наименованиях юридических лиц, а также в их учредительных документах.

Так, например, юридическим лицам, не являющимся политическими партиями, запрещено использовать в своем наименовании слово "партия".

Опубликован на Интернет-портале правовой информации 23.05.2015. Действует со дня официального опубликования.


Постановление Правительства РФ от 18.05.2015 N 476

"Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения"

С 1 января 2016 года проекты правовых актов государственных и муниципальных органов, касающиеся закупок, подлежат обсуждению на общественных советах.

Определены общие требования к порядку разработки и принятия, содержанию, обеспечению исполнения следующих правовых актов:

Правительства РФ, утверждающих общие правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым заказчиками, общие правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;

Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций, утверждающих требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;

государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, утверждающих нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, требования к закупаемым ими отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).

Проекты правовых актов Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций, утверждающих правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), а также проекты правовых актов государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, утверждающих требования к закупкам отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), подлежат обязательному предварительному обсуждению на заседаниях общественных советов при государственных органах, органах управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органах.

Опубликовано на Интернет-портале правовой информации 22.05.2015.

Федеральный закон от 08.06.2015 N 147-ФЗ

"О внесении изменений в статью 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

В отношении госслужащих, замещающих отдельные должности госслужбы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, предусматривается возможность проведения аттестации.

Аттестация проводится в тех случаях, когда с государственным служащим заключен срочный служебный контракт и ее необходимость предусмотрена соответственно указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ.

Сроки ее проведения также будут устанавливаться актом Президента РФ или Правительства РФ.

Опубликован на Интернет–портале правовой информации 08.06.2015, вступает в силу с 18.06.2015.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 08.06.2015 N 153-ФЗ

"О внесении изменений в статью 187 Уголовного кодекса Российской Федерации"

Усилена уголовная ответственность за преступления, совершаемые в целях хищения денежных средств с использованием высоких технологий в банковской сфере.

В новой редакции изложен абзац первый части первой статьи 187 УК РФ, которая теперь называется "Неправомерный оборот средств платежей" (в прежней редакции - "Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов").

Тем самым наряду с изготовлением в целях сбыта и (или) сбытом поддельных платежных карт закрепляется ответственность за совершение тех же действий в отношении поддельных распоряжений о переводе денежных средств, документов или средств оплаты (за исключением случаев, предусмотренных статьей 186 (Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг) УК), а также электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств.

Опубликован на Интернет–портале правовой информации 08.06.2015, вступает в силу с 18.06.2015.

ПРАВОСУДИЕ

Федеральный конституционный закон от 08.06.2015 N 5-ФКЗ

"О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"

Согласно поправкам с 1 августа 2015 года обращение в Конституционный Суд РФ может быть направлено в электронной форме.

Обращение направляется посредством заполнения специальной формы на официальном сайте Конституционного Суда РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда РФ, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае переписка с заявителем может осуществляться также в электронном виде в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда РФ.

В случае направления обращения в электронном виде прилагаемые к нему документы и иные материалы также представляются в электронном виде, при этом приложения копий обращения, документов и иных материалов не требуется.

Также установлено, что информация о дате и времени заседаний Конституционного Суда РФ размещается на его официальном сайте в сети "Интернет", в доступных для граждан местах занимаемого Судом здания, а также в средствах массовой информации.

Трансляция заседания в сети "Интернет" допускается по инициативе Конституционного Суда РФ или с его разрешения по ходатайству лиц, участвующих в деле, присутствующих на заседании. Порядок проведения трансляции устанавливается Регламентом Конституционного Суда. При этом предусмотрено, что при проведении закрытого заседания не допускаются кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания, а также трансляция заседания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Федеральный конституционный закон вступает в силу с 1 августа 2015 года.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Федеральный закон от 23.05.2015 N 130-ФЗ

"О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

С 1 июня 2015 года на 1 июня 2017 года перенесен срок вступления в силу нормы Федерального закона от 07.05.2013 N 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", предусматривающей, что управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, не допускается.

Опубликован на Интернет-портале правовой информации 23.05.2015. Действует со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 08.06.2015 N 143-ФЗ

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"

Внесены изменения в процедуры принудительной эвакуации транспортных средств.

Федеральным законом, в частности:

- предусматривается возможность прекращения задержания транспортного средства на месте задержания, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения эвакуатора;

- предусматривается, что при несоблюдении требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, автомобиль подлежит эвакуации только при применении таких знаков вместе со знаком дополнительной информации (табличкой), указывающим, что в зоне действия данных дорожных знаков осуществляется задержание транспортного средства.

Кроме того:

- вводится административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц за незаконную установку на транспортном средстве опознавательного знака "Инвалид", а также ответственность водителей за управление транспортным средством, на котором незаконно установлен такой знак. Одновременно за остановку (стоянку) транспортного средства в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, вводится эвакуация транспортного средства;

- вводится административная ответственность за управление мопедом без мотошлема или в незастегнутом мотошлеме.

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 08.06.2015. В соответствии с частью 1 статьи 3 документ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, за исключением абзаца второго подпункта "а" пункта 8 статьи 1, вступающего в силу по истечении 60 дней после дня официального опубликования.


ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 08.06.2015 N 145-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"

Законом уточнен порядок проведения экспертизы отчетов об оценке саморегулируемыми организациями оценщиков.

Федеральным законом, в частности:

определяется один вид экспертизы отчетов об оценке: на соответствие установленным требованиям и на подтверждение стоимости;

увеличен срок проведения экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости с тридцати до сорока пяти рабочих дней;

предусмотрено, что максимальная цена проведения экспертизы отчетов об оценке для целей оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам и предназначенных для проживания граждан, садоводства и огородничества, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности;

устанавливается обязанность саморегулируемых организаций оценщиков раскрывать на своих официальных сайтах в сети "Интернет" информацию о цене, порядке проведения экспертизы отчетов и о ее результатах;

определено, что к исключительной компетенции коллегиального органа управления саморегулируемой организации оценщиков также относится утверждение цен проведения экспертизы отчетов.

Опубликован на Интернет-портале правовой информации 08.06.2015 и с этого же дня вступил в силу.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 N 21

"О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации"

Судам разъяснены некоторые особенности применения законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации.

В частности, сообщается, что:

при рассмотрении дел по искам руководителей организаций, членов коллегиальных исполнительных органов организаций об оспаривании решений уполномоченных органов организаций или уполномоченных собственниками лиц (органов) о досрочном прекращении их полномочий, возникших в силу трудового договора, судья не вправе в качестве меры по обеспечению иска приостановить действие оспариваемого решения и обязать ответчика, а также других лиц не чинить препятствий истцу в выполнении своих прежних обязанностей, поскольку обеспечение иска в силу статьи 139 ГПК РФ допускается, если непринятие мер по обеспечению иска затруднит или сделает невозможным исполнение решения суда, тогда как таких обстоятельств по данным делам не имеется. При этом не исключается возможность принятия обеспечительных мер по правилам статьи 225.6 АПК РФ при рассмотрении судом корпоративного спора;

дела о взыскании убытков с руководителя организации (в том числе бывшего) рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражными судами в соответствии с правилами о разграничении компетенции, установленными процессуальным законодательством (часть 3 статьи 22 ГПК РФ, пункт 2 части 1 статьи 33 и пункт 3 статьи 225.1 АПК РФ);

при рассмотрении исков руководителей организаций, членов коллегиальных исполнительных органов организаций о взыскании выходных пособий, компенсаций и (или) иных выплат в связи с прекращением трудового договора суду необходимо проверить соблюдение требований законодательства и иных нормативных правовых актов при включении в трудовой договор условий о таких выплатах.

В случае установления нарушения условиями трудового договора требований законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, законных интересов организации, других работников, иных лиц (например, собственника имущества организации) суд вправе отказать в удовлетворении иска о взыскании с работодателя выплат в связи с прекращением трудового договора или уменьшить их размер;

судам необходимо иметь в виду, что размер компенсации, предусмотренной статьей 279 ТК РФ при прекращении трудового договора по пункту 2 статьи 278 ТК РФ, определяется трудовым договором, то есть соглашением сторон, а в случае возникновения спора - судом.

В случае отсутствия в трудовом договоре условия о выплате указанной компенсации, подлежащего определению сторонами, или при возникновении спора о ее размере размер компенсации определяется судом исходя из целевого назначения данной выплаты, направленной на предоставление защиты от негативных последствий, которые могут наступить для уволенного руководителя организации в результате потери работы, но не ниже его трехкратного среднего месячного заработка (часть первая статьи 279 ТК РФ). При принятии решения о размере компенсации суду следует учитывать фактические обстоятельства дела, например, длительность периода работы уволенного лица в должности руководителя организации, время, остающееся до истечения срока действия трудового договора, трансформацию срочного трудового договора в трудовой договор, заключенный на неопределенный срок (часть четвертая статьи 58 ТК РФ), размер сумм (оплаты труда), которые увольняемый мог бы получить, продолжая работать в должности руководителя организации, дополнительные расходы, которые он может понести в результате прекращения трудового договора.

Вместе с тем руководителям государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности, руководителям государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий в силу части второй статьи 349.3 ТК РФ компенсация, предусмотренная статьей 279 ТК РФ, выплачивается в размере трехкратного среднего месячного заработка.

Федеральный закон от 08.06.2015 N 152-ФЗ

"О внесении изменений в статью 104 Трудового кодекса Российской Федерации"

Период суммированного учета рабочего времени лиц, занятых на вредных или опасных работах, может быть увеличен отраслевым соглашением или коллективным договором, но не более чем до 1 года.

Ранее максимальный период суммированного учета для данных категорий работников, установленный Трудовым кодексом РФ, составлял три месяца.

В соответствии с ТК РФ, когда по условиям работы (в целом или при выполнении отдельных видов работ) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов.

Закон вступает в силу с 1 июля 2015 года.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Федеральный закон от 23.05.2015 N 131-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"

Средствами материнского капитала можно оплатить первоначальный взнос на покупку (строительство) жилья.

Теперь обладатель государственного сертификата на материнский (семейный) капитал может направить соответствующие средства не только на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу) на строительство или приобретение жилья, но и на уплату первоначального взноса.

Соответствующее дополнение внесено в Закон о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей.

Опубликован на Интернет-портале правовой информации 23.05.2015 и с этого же дня вступил в силу.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ

"О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Принят закон об "амнистии капиталов" физических лиц.

Закон устанавливает правовые основания добровольного декларирования физическими лицами:

имущества (земельных участков, недвижимости, ценных бумаг и т.д.), собственниками или фактическими владельцами которого они являются;

контролируемых иностранных компаний, в отношении которых декларанты являются контролирующими лицами;

счетов (вкладов) в банках, в том числе расположенных за рубежом.

В период действия программы добровольного декларирования предоставляется возможность, в частности:

представить (однократно) специальную декларацию, содержащую соответствующие сведения об имуществе и капитале;

раскрыть информацию об источниках их приобретения (формирования);

оформить в свою собственность имущество, переданное ранее номинальным владельцам (таким владельцем признается лицо, осуществляющее права собственника в интересах и (или) по поручению иного физического лица).

Согласно закону такое декларирование не повлечет обязанности лица уплатить какие-либо налоги или сборы. Кроме того, такое лицо будет освобождено от уголовной, административной и налоговой ответственности в пределах, определяемых законом.

В связи с этим соответствующие изменения вносятся в ряд законодательных актов, в том числе УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»".

Документ вступил в силу со дня официального опубликования: с 08.06.2015.

Федеральный закон от 08.06.2015 N 146-ФЗ

"О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

В главу 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ внесены поправки, предусматривающие:

освобождение от НДФЛ доходов налоговых резидентов иностранных государств, полученных ими в качестве членов жюри XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского;

возможность получения налогового вычета в случае получения дохода при выходе участника из состава общества, при передаче имущества ликвидируемого общества, при уменьшении номинальной стоимости доли в уставном капитале общества;

новую редакцию положений, посвященных устранению двойного налогообложения (конкретизирован порядок зачета в РФ сумм налога, уплаченного в иностранном государстве).

Документ вступил в силу со дня официального опубликования: с 08.06.2015.

ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА

Федеральный закон от 08.06.2015 N 151-ФЗ

"О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О библиотечном деле"

Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом результата опроса жителей данного поселения.

Ликвидация или реорганизация библиотеки осуществляется по решению ее собственника или учредителя в соответствии с законодательством РФ.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования: с 08.06.2015.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.05.2015 N 19

"О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации"

Судам даны разъяснения порядка квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом особо ценных диких животных и водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу РФ.

В связи с дополнениями, внесенными Федеральным законом от 02.07.2013 N 150-ФЗ в УК РФ, которыми введена уголовная ответственность за незаконные добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биоресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ или охраняемым международными договорами РФ (ст. 258.1 УК РФ), контрабанду особо ценных диких животных и водных биоресурсов, внесены поправки в постановления Пленума Верховного Суда РФ:

от 23.11.2010 N 26 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)";

от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".

В частности, Верховный Суд РФ обращает внимание судей, рассматривающих дела о преступлениях, предусмотренных статьей 258.1 УК РФ, на то, что добыча и оборот водных биоресурсов (их частей и производных), принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ или охраняемым международными договорами РФ, допускаются только в исключительных случаях, предусмотренных нормами экологического законодательства (например, в целях сохранения водных биоресурсов, осуществления мониторинга состояния их популяции, осуществления их искусственного воспроизводства или акклиматизации, обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ), на основании разрешений (распорядительных лицензий), полученных в установленном порядке, и с соблюдением предусмотренных в них условий.

Дано определение частей водных биоресурсов и диких животных, упоминаемых в статье 258.1 УК РФ, разъяснен порядок квалификации деяний по статье 258.1 и по некоторым другим статьям УК РФ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П

"По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть"

Административно-правовые нормы, регулирующие устранение последствий загрязнения в результате разливов нефти и нефтепродуктов, оказались несогласованными с гражданско-правовыми нормами о возмещении вреда, причиняемого в таких случаях.

Конституционный Суд РФ признал положения части 2 статьи 99 Лесного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой при установлении на их основании размера возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в частности при разрешении вопроса о возможности учета фактических затрат, понесенных причинителем вреда в процессе устранения им загрязнения лесов, образовавшегося в результате разлива нефти и нефтепродуктов, данные положения не обеспечивают надлежащий баланс между законными интересами лица, добросовестно реализующего соответствующие меры, и публичным интересом, состоящим в максимальной компенсации вреда, причиненного лесам.

Часть 2 статьи 100 Лесного кодекса РФ признана не противоречащей Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ указал, что федеральным органам государственной власти надлежит незамедлительно принять меры к устранению неопределенности нормативного содержания положений части 2 статьи 99 Лесного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в соответствии с правовыми позициями, выраженными в настоящем Постановлении.

Впредь до введения нового правового регулирования положения части 2 статьи 99 Лесного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" подлежат применению в части определения объема (структуры) и размеров возмещения вреда, причиненного лесам вследствие загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Суды вправе в соответствии с правовыми позициями, выраженными в настоящем Постановлении, учитывать в размере вреда, исчисленного по установленным Правительством РФ таксам и методикам, необходимые и разумные расходы, понесенные причинителем вреда при устранении последствий вызванного его деятельностью загрязнения окружающей среды в результате разлива нефти и нефтепродуктов, если при этом достигается допустимый уровень остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, а также донных отложениях водных объектов, при котором, в частности, исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории; допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных в соответствии с законодательством РФ нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий).

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА по делам «Мела против России», «Богомолов против России», «Терещенко против России», «Сигарев против России», «Сергей Чеботарев против России»

По названным делам Европейский Суд установил факты нарушения российскими властями статей 3 и 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с унижающим человеческое достоинство обращением с осужденными, а также незаконным содержанием под стражей арестованных в пенитенциарных учреждениях Воронежской, Курской, Ленинградской, Московской областей и г. Санкт-Петербурга.

В постановлениях Суд отметил, что статья 3 Конвенции обязывает государство следить за тем, чтобы все заключенные содержались под стражей в условиях, совместимых с принципами уважения человеческого достоинства, невзирая на материально-технические и финансовые проблемы.

В жалобах заявителей указывалось, что площадь камер не соответствовала установленным нормам, на 150 осужденных в СИЗО-1 г. Санкт-Петербурга имелось 10 умывальников и 6 унитазов.

В СИЗО-1 г. Воронежа на 12 кроватей приходилось до 23 человек. Люди были вынуждены спать по очереди. Это могло служить источником напряженности между заключенными.

Аналогичные бытовые условия имели место в СИЗО-3 Московской области в 2011-2012 г.г. в период содержания там Богомолова Д.Б..

В СИ-1 Курской области в 2010 г. незаконно содержался Сигарев Е.М. без судебного решения. Прокуратура области по данному факту нарушения закона внесла представление начальнику следственного изолятора. Должностные лица учреждения были привлечены к дисциплинарной ответственности. Тем не менее, Европейский Суд признал данный факт нарушением п. 1 ст. 5 Конвенции в связи с отсутствием возмещения властями заявителю причиненного вреда.

Вместе с тем Европейским Судом отклонена как неподтвержденная достаточными доказательствами жалоба Чеботарева С.Г. на ненадлежащие условия содержания под стражей в СИЗО -1 УФСИН России по Оренбургской области.

По результатам рассмотрения указанных жалоб Суд обязал власти России выплатить заявителям (кроме Чеботарева) в качестве компенсации морального вреда различные денежные суммы ( от 5, 8 до 8 тысяч евро).

При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов в исправительных учреждениях необходимо принять дополнительные организационно-практические меры по обеспечению безусловного соблюдения прав лиц, заключенных под стражу.

Обзор подготовлен старшим помощником прокурора республики

по правовому обеспечению и связям с общественностью Э.Ф. Пакутина

версия для печати