• КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • +7 (347) 272-71-42 Дежурный прокурор
    • +7 (347) 272-71-42Дежурный прокурор
    • +7 (347) 276-35-78Пресс-служба
    • +7 (347) 273-62-21Канцелярия

Вопросы, касающиеся переписи населения …

В соответствии с Федеральным законом от 25.01.2002 № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения», постановлением Правительства РФ от 23.12.2009 № 1074, с 14 по 25 октября 2010 года на территории Российской Федерации проводится очередная Всероссийская перепись населения.

Всероссийская перепись населения является основным источником формирования официальной статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем. 

Для чего это нужно? 

Перепись населения представляет собой сбор сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации, своего рода «моментальный снимок» населения страны. Она позволяет узнать точную цифру численности населения страны, сведения о его составе, условиях его жизни. От того, сколько людей живет в том или ином селе или городе, регионе, зависит объем бюджетных средств, выделяемых на строительство и содержание социальных объектов, выполнение экономических и социальных программ. Эффективная политика в сфере занятости, регулирования миграционных процессов также невозможна без анализа рынка труда, оценки уровня безработицы в регионе. Кроме того, достоверная информация о демографических изменениях, национальном составе населения позволит выстроить более эффективную национальную и социальную политику, направленную на улучшение общественных отношений.

Иначе говоря, перепись – это не только статистический итог, но и инструмент экономического и социального прогнозирования развития государства. Именно поэтому участие в ней является, согласно законодательству, общественной обязанностью человека и гражданина.

Требования к порядку сбора сведений о населении указаны в статье 6 Федерального закона «О Всероссийской переписи населения» и могут содержать следующие данные (темы): пол; возраст (дата рождения); гражданство; национальная принадлежность; владение языками; образование; состояние в браке; количество детей; отношения с членами домохозяйства; место рождения; место жительства и (или) место пребывания; жилищные условия; источники средств к существованию; занятость либо безработица; миграция. 

О лицах, временно находящихся на территории Российской Федерации, но постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляется сбор сведений, касающихся цели их приезда в Российскую Федерацию.

 Сбор иных данных, не предусмотренных в названной статье Федерального закона, а равно принуждение опрашиваемых лиц к их предоставлению, не допускается.

Перепись осуществляется путем опроса населения и заполнения переписных листов при обходе жилых и иных помещений, в которых проживают опрашиваемые лица, без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов. Сбор сведений также может осуществляться либо с использованием средств связи, либо в специальных помещениях, предоставляемых для этих целей.

В каждой квартире (доме) переписчик перед началом опроса должен представиться, показать свои документы (удостоверение работника Всероссийской переписи населения 2010 года, паспорт - по требованию).

При опросе населения переписные листы заполняются лицами, осуществляющими сбор сведений о населении, со слов опрашиваемых лиц или непосредственно лицами, подлежащими Всероссийской переписи населения. В настоящее время из федерального закона исключена норма, в соответствии с которой в случае отсутствия кого-либо из опрашиваемых лиц сведения о них могли включаться в переписные листы со слов членов домохозяйств.

Вместе с тем, в целях обеспечения полноты сбора сведений о всех членах домохозяйства в случае их отсутствия в период, в течение которого проводится перепись населения, или отказа сообщить сведения о себе сбор сведений о поле и возрасте (дате рождения) этих лиц может быть осуществлен на основании административных данных. 

В части вопроса о национальной принадлежности следует иметь в виду, что переписчик обязан задавать вопрос строго в такой формулировке, в которой он записан в переписном листе, и записывать ответ строго со слов опрашиваемого.

Национальную принадлежность детей до 14 лет, а также людей с умственными и (или) физическими недостатками называют родители (усыновители, опекуны, попечители или иные их законные представители). Если опрашиваемый отказывается называть свою национальную принадлежность, проставляется метка «отказ от ответа» и в поле ответа записывается слово «нет».

При опросе населения переписчику категорически запрещается использовать любые словари и перечни национальностей.

Федеральным законом «О Всероссийской переписи населения» закреплены основные принципы проведения переписи, в соответствии с которыми она проводится с соблюдением прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни и жилища. Сведения, полученные в ее ходе, не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда человеку и гражданину, затруднения реализации его прав и свобод.

Так, статьей 8 Федерального закона установлены гарантии защиты сведений о населении, содержащихся в переписных листах, согласно которой сведения являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации. Обработка сведений о населении, содержащихся в переписных листах, осуществляется в условиях, обеспечивающих их защиту от несанкционированного доступа и предотвращение их хищения, утраты, подделки или иного искажения.

Лица, которые имеют доступ к сведениям о населении, содержащимся в переписных листах, и допустили утрату или разглашение этих сведений либо фальсифицировали их или содействовали их фальсификации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В частности, статьей 13.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), влекущая предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Кроме того, статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни - незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

версия для печати