• КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • +7 (347) 272-71-42 Дежурный прокурор
    • +7 (347) 272-71-42Дежурный прокурор
    • +7 (347) 276-35-78Пресс-служба
    • +7 (347) 273-62-21Канцелярия

Специфика дел об оспаривании нормативных правовых актов в арбитражном суде

Арбитражные суды Российской Федерации обладают специальной подведомственностью по рассмотрению и разрешению публично-правовых споров. Определение предмета и границ этой подведомственности является важнейшим фактором правильного и своевременного разрешения публично-правовых дел. Необходимо четко разграничивать подведомственность дел данной категории арбитражным судам и судам общей юрисдикции.

В соответствии со статьями 29 и 191 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 №11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" указано, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Данные дела подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо указан в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.

Специфика дел об оспаривании нормативных правовых актов, обусловленная их публично-правовым характером, проявляется и в процессуальной форме рассмотрения дел данной категории, которая включает в себя элементы искового и административного судопроизводства.

Так, часть 1 статьи 191 АПК РФ предусматривает, что дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 23 АПК РФ.

Одним из элементов процессуальной формы является форма обращения в арбитражный суд за защитой нарушенного субъективного публичного права. АПК РФ предусматривает специальную форму такого обращения в суд и возбуждения публично-правового спора в суде - заявление (глава 23 АПК РФ).

Право на обращение с заявлением в арбитражный суд обусловлено нарушением материального субъективного публичного права. Круг лиц, которые вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, определен в статье 192 АПК РФ. В соответствии с ней граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного акта, если полагают, что он не соответствует закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с таким заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в случаях, предусмотренных АПК РФ.

Диспозиция указанной правовой нормы не предполагает абстрактного нормоконтроля, когда возможна подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов теми лицами, права которых непосредственно не затрагиваются оспариваемым нормативным правовым актом. Данное положение соблюдается и в судебной практике.

версия для печати