• КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • +7 (347) 272-71-42 Дежурный прокурор
    • +7 (347) 272-71-42Дежурный прокурор
    • +7 (347) 276-35-78Пресс-служба
    • +7 (347) 273-62-21Канцелярия

Что делать если предприниматель или юридическое лицо не согласны с решением административного органа о привлечении к административной ответственности

В соответствии с ч. 1 ст. 208 АПК РФ юридическим лицом или предпринимателем заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя.

С заявлением об оспаривании постановления административного органа по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вправе обратиться не только лицо, привлеченное к административной ответственности, но и лицо, признанное потерпевшим в соответствии со ст. 25.2, 28.2 КоАП РФ, поскольку указанное постановление затрагивает его права и законные интересы. Согласно ст. 52 АПК РФ и ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ с таким заявлением в интересах субъекта предпринимательской деятельности может обратиться в арбитражный суд и прокурор субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об обжаловании постановления, решения административного органа о привлечении к административной ответственности не облагается государственной пошлиной.

Для оспаривания решения по делам об административных правонарушениях законом установлен десятидневный срок. Началом течения этого срока считается день вручения или получения копии обжалуемого постановления, решения. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен по ходатайству заявителя (ч. 2 ст. 208 АПК РФ). Следует отметить, что в срок, исчисляемый днями, не включаются нерабочие дни (ч. 3 ст. 113 АПК РФ).

Заявление может быть подано двумя способами:

    -   путем отправки в адрес арбитражного суда по почте;

    -   путем подачи заявления непосредственно в канцелярию арбитражного суда.

В первом случае процессуальный срок для подачи заявления исчисляется с даты штемпеля отделения почтовой связи о направлении корреспонденции, а во втором - с даты подачи заявления в канцелярию суда.

 Требования к заявлению об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности установлены ст. 209 АПК РФ.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 209 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 настоящего Кодекса.

Данная часть ст. 209 АПК РФ так же, как и ранее рассмотренная ч. 1 ст. 204 АПК РФ, имеет отсылочные нормы к ст. 125 АПК РФ, регулирующей форму и содержание искового заявления.

  Таким образом, применительно к делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности заявление подается в арбитражный суд в письменной форме, подписывается полномочным представителем организации, в отношении которой осуществлялось производство по административному делу, либо индивидуальным предпринимателем, в отношении которого осуществлялось производство по административному делу. При подписании заявления необходимо учитывать положения, установленные ст. 59 - 62 АПК РФ, регулирующие представительство в арбитражном суде.

  В заявлении об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности должны быть указаны:

  - наименование арбитражного суда, в который направляется заявление;

  - наименование заявителя, адрес его места нахождения, а также номера телефонов и факсимильных аппаратов для использования способов ускоренного извещения о времени и месте судебного заседания;

  - наименование административного органа, принявшего оспариваемое решение, адрес его места нахождения, а также номера телефонов и факсимильных аппаратов для ускоренного извещения о времени и месте судебного заседания;

  - название, номер, дата принятия оспариваемого решения и иные сведения о нем;

  - права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, оспариваемым решением. Следует отметить, что речь идет о правах и законных интересах в сфере предпринимательской деятельности, поскольку именно с этой деятельностью связывается компетенция арбитражных судов;

  - требование заявителя и основания, по которым он оспаривает решение административного органа. Наличие соответствующего требования, обоснованного заявителем, является основанием для проверки оспариваемого решения административного органа;

  - перечень прилагаемых документов.

  В силу ч. 2 ст. 209 АПК РФ к заявлению необходимо приложить текст оспариваемого решения (постановления). В случае отсутствия у заявителя возможности приложить к заявлению текст оспариваемого решения вследствие неполучения его копии представляется, что в заявлении должны быть приведены соответствующие мотивы. Данное обстоятельство не препятствует принятию заявления, поскольку суд вправе истребовать копию постановления от органа, его вынесшего, по ходатайству заявителя (п. 4 ст. 66 АПК РФ) либо по собственной инициативе в случае непредставления данного документа административным органом (ч. 5 ст. 66, ч. 5 ст. 210 АПК РФ).

  Заявитель обязан направить в административный орган, принявший оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности, копию заявления и прилагаемых к нему документов, которые у него отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении и в силу ч. 2 ст. 209 АПК РФ приложить к заявлению уведомление о вручении или иной документ, подтверждающий направление копии заявления об оспаривании решения в административный орган, его принявший.

Часть 2 ст. 209 АПК РФ не имеет отсылочных норм к иным статьям Кодекса, в связи с чем перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению об оспаривании решения (постановления) о привлечении к административной ответственности, является исчерпывающим. Однако следует учитывать, что суд вправе при назначении дела к судебному заседанию истребовать иные документы, не поименованные в качестве приложения в ч. 2 ст. 209 АПК РФ, например документы, подтверждающие полномочия должностного лица на подписание заявления.

 

версия для печати