• КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • +7 (347) 272-71-42 Дежурный прокурор
    • +7 (347) 272-71-42Дежурный прокурор
    • +7 (347) 276-35-78Пресс-служба
    • +7 (347) 273-62-21Канцелярия

Новые положения в законодательстве об отходах производства и потребления

В Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» внесены Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ. существенные изменения, часть из которых вступила в силу с 01.07.2009, другая, касающаяся положений о запрете, размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, вступит в силу с 01.01.2010.

Целью принятых изменений является устранение пробелов, касающихся критериев отнесения отходов к опасным и определение видов деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, подлежащих лицензированию, установление единообразного понимания специфической терминологии в правовом пространстве Российской Федерации.

 Так, изменения коснулись терминологии, связанной с опасными отходами. Понятие «опасные отходы» заменено на термин «отходы I - IV классов опасности», что позволяет сейчас определить, какие отходы считать опасными. Также из текста термина «окружающая природная среда» во всем Законе исключено слово «природная», что связано с применением в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» двух терминов: «окружающая среда» и «природная среда».

 Введены недостающие определения видов такой деятельности, как сбор отходов, транспортирование отходов, накопление отходов.

 Несомненным разрешением многих разногласий между хозяйствующими субъектами и государственными органами, требующими от организаций получения лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с образованием отходов, стало исключение из текста ранее действовавшего закона определения «деятельность, в процессе которой образуются отходы». Под это определение по формальным признакам попадали практически все лица, ведущие хозяйственную деятельность которым ранее требовалось получать соответствующую лицензию.

В новой редакции Федерального закона «Об отходах производства и потребления» появилась статья 4.1, согласно которой отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на V классов.

Некоторые изменения направлены на развитие малого и среднего предпринимательства и исключение излишних административных барьеров, затрудняющих их развитие.

Так, п. 3 ст. 18 Закона субъекты малого и среднего предпринимательства, хозяйственная и иная деятельность которых приводит к возникновению отходов, освобождаются от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Кроме этого, упразднена обязанность указанных субъектов предоставлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в соответствующие органы исполнительной власти.

Из правового поля указанного Федерального закона исключены отношения в области обращения с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений.

Положение об отчуждении отходов I - IV классов уточнено требованием об обязательном наличии у получателей лицензии на осуществление деятельности с отходами «не меньшего класса опасности».

Введено положение о запрете размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов и пр.

Таким образом, новая редакция Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в определенной степени отвечает интересам предпринимателей, поскольку разрешаются имевшие место до принятия Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ разногласия, устраняет ранее допущенные неточности и содержит разъяснения определений, отсутствие которых ранее приводило к неоднозначному их пониманию, следовательно, и применению.

 

версия для печати