• КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • +7 (347) 272-71-42 Дежурный прокурор
    • +7 (347) 272-71-42Дежурный прокурор
    • +7 (347) 276-35-78Пресс-служба
    • +7 (347) 273-62-21Канцелярия

После вмешательства прокуратуры с разъяснением законодательства урегулированы взаимоотношения территориальных органов лесного хозяйства и электросетевых организаций

Благодаря вмешательству Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры урегулированы взаимоотношения территориальных органов лесного хозяйства и электросетевых организаций  республики при осуществлении мероприятий по очистке трасс воздушных линий электропередачи.

В связи с введением в действие нового Лесного кодекса РФ с 01  января 2007 года, предусматривающего для производства рубок на лесных участках вместо лесорубочных билетов заключение договоров купли-продажи лесных насаждений или договоров аренды, возникла неопределенность в регулировании вопроса о необходимости получения указанных документов для периодической очистки охранных зон линий электропередачи в соответствии с нормами, регламентирующими безопасность объектов электросетевого хозяйства.

Отдельные ГУ-лесничества Минлехоза РБ, основываясь на собственном толковании норм лесного законодательства, а также в связи с пробелами в урегулировании указанных вопросов подзаконными правовыми актами, требовали от электросетевых организаций заключения договоров купли-продажи лесных насаждений в целях производства рубок в охранных зонах линий электропередачи.

По результатам анализа действующего лесного законодательства и оценки действий должностных лиц ГУ-лесничеств Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой сделан вывод о том, что для производства указанных работ по очистке охранных зон линий электропередач не требуется заключение договоров аренды лесных участков или договоров купли-продажи лесных насаждений.

Так, в соответствии с п.4 ч.1 ст. 21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

Частью 5 этой же статьи предусмотрено, что в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса. 

Пунктом 2.2 ст.45 ЛК РФ, введенным Федеральным законом от 22.07.2008 № 143-ФЗ,  предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков.

В то же время на основании ч.2 ст. 20 ЛК РФ право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса принадлежит Российской Федерации, в соответствии с ч.3 указанной статьи порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса устанавливается Правительством РФ.

Таким образом, законодатель прямо устанавливает право собственности Российской Федерации на уже срубленную древесину, полученную при производстве рубок при расчистке охранных зонах линий электропередач.

Заключение договора купли-продажи лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах (см. п. 1 ст.16 ЛК РФ)) при использовании лесов для вырубки деревьев, кустарников в охранных зонах линий электропередач прямо противоречит ч.2., ч.3 ст. 20 ЛК РФ, поскольку на основании договора купли-продажи лесопользователь получает право собственности на еще не срубленные лесные насаждения, произрастающие на лесном участке,  а в силу требований ч. 2 ст. 20 ЛК РФ не допускается передача права собственности на лесные насаждения лесопользователям по договорам купли-продажи лесных насаждений при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, до получения древесины (т.е. окончания рубок). Такие действия нарушают право Российской Федерации как собственника на реализацию древесины, полученной по результатом таких рубок в установленном порядке.

Более того, в Лесном кодексе РФ отсутствуют положения о том, что для использования лесов в указанных целях требуется заключение договора купли-продажи лесных насаждений. При этом установленный Лесным кодексом РФ порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений не применим к рассматриваемым случаям использования лесов, поскольку нельзя понуждать организацию приобретать в собственность лесные насаждения в силу принципа свободы договора и недопустимости понуждения к заключению договоров, установленного пунктом 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ.

В целях недопущения нарушения прав электросетевых организаций и своевременного выполнения ими мероприятий по обеспечению безопасности линий электропередач природоохранной прокуратурой в адрес Минлесхоза РБ внесено представление об устранении нарушений лесного законодательства.

Во исполнение данного представления Минлесхоз РБ совместно с ОАО «Башкирэнего» разработал и утвердил Регламент взаимоотношений электросетевых организаций с территориальными органами лесного хозяйства при осуществлении мероприятий по расчистке трасс воздушных линий электропередачи.

Этот рабочий документ, составленный в строгом соответствии с требованиями лесного законодательства, направлен на обеспечение соблюдения как прав электросетевых организаций, так и законных интересов государства в лице органов лесного хозяйства.

 

версия для печати