• КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • +7 (347) 272-71-42 Дежурный прокурор
    • +7 (347) 272-71-42Дежурный прокурор
    • +7 (347) 276-35-78Пресс-служба
    • +7 (347) 273-62-21Канцелярия

Обзор нового законодательства за период с 1 по 26 марта 2014 года

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Указ Президента РФ от 17.03.2014 N 147

"О признании Республики Крым"

Россия признала Республику Крым в качестве суверенного и независимого государства.

С учетом волеизъявления народов Крыма на общекрымском референдуме, состоявшемся 16 марта 2014 года, Республика Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус, признана в качестве суверенного и независимого государства.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Указ Президента РФ от 21.03.2014 N 168

"Об образовании Крымского федерального округа"

В перечень федеральных округов Российской Федерации включен Крымский федеральный округ.

Крымский федеральный округ образован в связи с образованием в составе РФ новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Центром нового федерального округа является город Симферополь.

Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ

"О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"

Закон регламентирует вопросы, связанные с экономической, финансовой и правовой интеграцией Республики Крым и Севастополя с Российской Федерацией в течение переходного периода, который продлится до 1 января 2015 года.

В течение переходного периода в Крыму будут созданы территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы прокуратуры, федеральные суды, нотариальные и адвокатские палаты.

Законом закреплено право граждан Украины, постоянно проживающих на территории Крыма и приобретших гражданство России, на сохранение пенсий, пособий и иных мер социальной поддержки на уровне не ниже размеров, установленных на 21 февраля 2014 года.

Российское налоговое законодательство начнет применяться в Крыму лишь с 1 января 2015 года. До этой даты Республика Крым и Севастополь смогут самостоятельно вводить налоги и налоговые льготы, а также регулировать вопросы, связанные с налоговым контролем.

До окончания переходного периода крымские банки, имеющие лицензию Национального банка Украины, смогут осуществлять банковские операции. С 1 января 2015 года им предписано получить лицензию Банка России.

Закон вступает в силу со дня вступления в силу Договора между Россией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в ее составе новых субъектов (подписан в г. Москве 18.03.2014).

Таким образом, начало действия документа - 21.03.2014.


ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Федеральный закон от 12.03.2014 N 25-ФЗ

"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"

Закон относит полномочия по введению в субъекте РФ временной финансовой администрации к юрисдикции Верховного Суда РФ.

Внесение соответствующих изменений в Бюджетный кодекс РФ связано с упразднением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и передачей его полномочий к ведению Верховного Суда Российской Федерации.

Установлено также, что решение о введении временной финансовой администрации в муниципальном образовании принимается арбитражным судом субъекта РФ.

Закон вступает в силу с 06.08.2014, опубликован на Интернет-портале правовой информации 12.03.2014, в Российской газете 14.03.2014.

Федеральный закон от 12.03.2014 N 28-ФЗ

"О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Согласно закону объекты недвижимости, передаваемые ФМС России для содержания иностранных граждан, подлежащих принудительному выдворению, должны включать в себя земельные участки с определенным целевым назначением.

Соответствующее дополнение включено в перечень полномочий, осуществляемых органами государственной власти субъекта РФ в части подбора и передачи ФМС России, в целях размещения специальных учреждений, предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", зданий с прилегающими земельными участками, соответствующих требованиям, установленным Правительством РФ.

Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2014 года.

Федеральный закон от 12.03.2014 N 30-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

В соответствии с поправками официальное издание для опубликования сведений, предусмотренных законом о банкротстве, будет определяться Правительством РФ по результатам проведенного конкурса между редакциями печатных изданий.

До настоящего времени официальным изданием, осуществляющим опубликование таких сведений, была определена газета "Коммерсантъ".

Теперь предусматривается проведение между печатными изданиями конкурса в соответствии с утверждаемыми Правительством РФ Правилами, по результатам которого с победителем будет заключаться договор о порядке и условиях опубликования сведений сроком на пять лет. Если по истечении этого срока Правительством РФ не будет определено иное печатное издание, опубликование сведений будет продолжаться в том же печатном издании на прежних условиях.

Данный документ действует с 12.03.2014.

Федеральный закон от 12.03.2014 N 31-ФЗ

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части обеспечения безопасности магистральных трубопроводов"

В Кодекс РФ об административных правонарушениях включена новая статья (статья 11.20.1. Нарушение запретов либо несоблюдение порядка выполнения работ в охранных зонах магистральных трубопроводов), в соответствии с которой совершение в охранных зонах магистральных трубопроводов запрещенных действий либо выполнение работ без разрешения предприятия трубопроводного транспорта или без его уведомления повлечет наложение штрафа, в частности, на граждан - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей, на должностных лиц - от 500 тысяч до 800 тысяч рублей, а на юридических лиц - от 500 тысяч до 2 миллионов 500 тысяч рублей (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Закон вступил в силу 23.03.2014.

Федеральный закон от 12.03.2014 N 32-ФЗ

"О внесении изменения в статью 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Настоящим законом увеличен размер административного штрафа за выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, или переоборудованного без соответствующего разрешения.

Установлено, что за совершение указанного административного правонарушения на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, будет налагаться штраф в размере от пяти тысяч до восьми тысяч рублей (ранее размер штрафа составлял от пятисот до одной тысячи рублей).

Закон вступил в силу 23.03.2014.

Федеральный закон от 12.03.2014 N 33-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В ряд законодательных актов внесены изменения, касающиеся использования электронной подписи при удостоверении документов в электронном виде.

Внесение изменений и дополнений обусловлено введением взамен единой электронной цифровой подписи (ЭЦП) электронной подписи трех видов (простая, усиленная неквалифицированная, усиленная квалифицированная).

Принятыми законодательными положениями устанавливаются, в том числе: вид применяемой электронной подписи, порядок ее проверки и признание подписи действительной, а также лица, уполномоченные утверждать нормативные акты, регулирующие указанные вопросы при применении электронной подписи.

Соответствующие поправки внесены, в частности, в Федеральные законы "О валютном регулировании и валютном контроле", "О несостоятельности (банкротстве)", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Дополнениями, внесенными в Федеральный закон "Об электронной подписи", вступающими в силу с 1 апреля 2015 года, вводится обязанность аккредитованного удостоверяющего центра при выдаче квалифицированного сертификата направлять в единую систему идентификации и аутентификации сведения о лице, получившем сертификат, а также, в частности, информацию о дате начала и окончания его действия.

Вступил в силу 12.03.2014, за исключением отдельных положений.


ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 12.03.2014 N 26-ФЗ

"О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Закон уточняет порядок утверждения Положения о закупке советом директоров хозяйственного общества и общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью.

Установлено, что Положение о закупке утверждается, в числе прочего:

советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, либо в случае, когда уставом акционерного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров общества, коллегиальным исполнительным органом общества или при отсутствии коллегиального исполнительного органа общим собранием акционеров общества;

общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью, либо в случае, когда утверждение положения о закупке отнесено уставом общества с ограниченной ответственностью к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества или коллегиального исполнительного органа общества, советом директоров (наблюдательным советом) общества или коллегиальным исполнительным органом общества.

Вступил в силу с 23.03.2014.

Федеральный закон от 12.03.2014 N 35-ФЗ

"О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В ГК РФ внесены поправки в сфере интеллектуальной собственности.

Большая часть закона вступит в силу с 1 октября 2014 года. При этом для отдельных положений установлены иные сроки вступления их в силу.

Так, с 1 июля 2014 года вступит в силу статья 358.18 ГК РФ, регулирующая порядок залога исключительных прав.

Помимо этого, с 1 января 2015 года вступят в силу поправки, которыми, в частности:

уточняется порядок распоряжения исключительным правом на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав;

сокращается до пяти лет срок действия исключительного права на промышленные образцы;

предусматривается право правообладателя потребовать по своему выбору от нарушителя исключительных прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец выплаты компенсации вместо возмещения убытков.

При этом устанавливается, что положения ГК РФ в редакции данного закона будут применяться к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

К правоотношениям, возникшим до этого дня, поправки будут применяться лишь в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления в силу внесенных поправок.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Федеральный закон от 12.03.2014 N 27-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов"

В отдельные законодательные акты внесены изменения, касающиеся осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), а также федерального государственного пожарного надзора в лесах.

В частности, соответствующие изменения внесены в Федеральный закон "Об оружии", в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в Лесной кодекс РФ.

Настоящим законом определено, что государственный мониторинг воспроизводства лесов является частью государственного экологического мониторинга и включает в себя:

- оценку изменения площади земель, занятых лесными насаждениями;

- выявления земель, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления;

- оценку эффективности воспроизводства лесов.

Порядок проведения такого мониторинга устанавливается уполномоченным федеральным органом власти.

В число полномочий федеральных органов власти в области лесных отношений добавлены также формирование федерального фонда семян лесных растений и осуществление лесосеменного районирования.

Регламентирован порядок отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями.

Установлено, что в рамках федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) органами власти проводится государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений.

Определено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным, региональным и местным органам власти.

Вступил в силу со дня официального опубликования: с 12.03.2014.

ПРАВОСУДИЕ

Федеральный конституционный закон от 12.03.2014 N 5-ФКЗ

"О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" и признании утратившим силу Федерального конституционного закона "О Дисциплинарном судебном присутствии"

С 6 августа 2014 года упраздняется Дисциплинарное судебное присутствие. Его функции будут переданы Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ.

Помимо этого, внесенными изменениями предусматривается:

преобразование Военной коллегии Верховного Суда РФ в Судебную коллегию по делам военнослужащих;

создание в составе областных и равных им по компетенции судов судебных коллегий по административным делам;

утверждение составов президиумов указанных судов Пленумом Верховного Суда РФ, а не Президентом РФ, как было ранее.

Организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ, как и других федеральных судов общей юрисдикции, будет осуществлять Судебный департамент при ВС РФ, а не аппарат данного Суда.

В связи с передачей полномочий Высшего Арбитражного Суда РФ единому Верховному Суду РФ поправками исключается упоминание о ВАС РФ из отдельных федеральных конституционных законов.

Федеральный закон от 12.03.2014 N 29-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"

В ряд федеральных законов внесены поправки, связанные с упразднением ВАС РФ. Поправки внесены в целях приведения федерального законодательства в соответствие с Законом РФ о поправке к Конституции РФ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".

Кроме того, изменениями предусматривается, что организационное обеспечение деятельности арбитражных судов всех уровней будет осуществляться Судебным департаментом при ВС РФ. Соответствующие положения данного закона вступят в силу по истечении двух месяцев со дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ.

В остальной части внесенные изменения вступают в силу по истечении шести месяцев со дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ.

Федеральный закон от 12.03.2014 N 34-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Внесенными изменениями, в частности:

установлена новая редакция присяги судебного пристава, которая помимо прочего возлагает на судебного пристава обязанность настойчиво и честно защищать права граждан, интересы общества и государства;

уточнены полномочия главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, права и обязанности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, судебных приставов-исполнителей;

уточнен порядок применения специальных средств судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

расширен перечень общедоступных сведений, содержащихся в банке данных в исполнительном производстве;

установлено, что постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов;

определен порядок ведения исполнительного производства группой принудительного исполнения (совершение исполнительных действий несколькими судебными приставами-исполнителями);

расширен перечень оснований прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем;

уточнен порядок исполнительного розыска (розыска должника, его имущества, розыска ребенка);

регламентирован порядок самостоятельной реализации имущества должником и оставления взыскателем за собой имущества, не реализованного должником самостоятельно.

Вступил в силу с 23.03.2014.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Указ Президента РФ от 24.03.2014 N 172

"О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)"

С 1 сентября 2014 года в России начнут внедряться нормы физической подготовки "Готов к труду и обороне" (ГТО).

ГТО представляет собой программу физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях, существовавшую в СССР с 1931-го по 1991-ый год.

Положение о ГТО должно быть утверждено Правительством РФ до 15 июня 2014.

Координация деятельности федеральных и региональных органов власти по внедрению и реализации ГТО возложена на Минспорт России.

Региональные планы по внедрению ГТО должны быть утверждены до 1 августа 2014 года.

Опубликован в Российской газете от 26.03.2014.

ПРАВОСУДИЕ

Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2014 N 5-П

"По делу о проверке конституционности части 2.1 статьи 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кетовского районного суда Курганской области"

Конституционный Суд РФ предписал уточнить порядок уведомления потерпевших о возможном УДО.

Суд признал неконституционной часть 2.1 статьи 399 УПК РФ, закрепляющей обязанность суда уведомлять потерпевшего о времени и месте рассмотрения ходатайства осужденного об УДО.

Данное положение неконституционно в той части, в какой требует от суда убедиться, что потерпевший получил данное уведомление, чтобы рассмотреть ходатайство осужденного. Причина - неопределенность механизма уведомления потерпевшего, которая препятствует своевременному разрешению судом ходатайства.

Законодателю предписано внести изменения в УПК РФ, оптимизировав порядок уведомления потерпевшего. До внесения поправок извещения будут направляться потерпевшим по адресам, имеющимся в распоряжении суда, указал Конституционный Суд РФ. При их отсутствии суд может запросить необходимые сведения у суда, в котором хранится дело, или у администрации учреждения или органа, исполняющего наказание.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Постановление по жалобе «Насакин против России»

Вступившим в законную силу постановлением Европейского Суда по жалобе «Насакин против России» установлено нарушение Российской Федерацией положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с применением к заявителю насилия представителями правоохранительных органов.

Суд признал обоснованными доводы Насакина о факте жестокого обращения с ним со стороны сотрудников милиции и пришел к выводу о нарушении ст. 3 Конвенции. Также Суд указал на неэффективное расследование этих обстоятельств российскими властями.

Судебное разбирательство по данной жалобе расценено как несправедливое и нарушающее п. 1 ст. 6 Конвенции, так как в основу приговора положены, в том числе признательные показания заявителя, полученные, по заключению Европейского Суда, под принуждением.

Кроме того, отмечается нарушение ст. 5 Конвенции в части незаконного содержания заявителя под стражей на судебной стадии уголовного процесса.

ОБЗОР РЕШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, ПРИНЯТЫХ В 2013 ГОДУ

Генеральной прокуратурой РФ проанализированы решения Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ), вынесенные по жалобам граждан против России и вступившие в силу в 2013 г.

Основными обращениями из России в ЕСПЧ по-прежнему являются заявления о нарушении прав, предусмотренных ст. 2 (право на жизнь), ст. 3 (запрещение пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения), ст. 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Подавляющее большинство жалоб составляют жалобы на жестокое обращение, насилие со стороны сотрудников правоохранительных органов, прежде всего органов внутренних дел. На семинарских занятиях многократно изучали ь постановления ЕСПЧ, вынесенные по таким обращениям.

Европейский Суд обращает внимание на неэффективность расследования жалоб, отсутствие оперативности со стороны правоохранительных органов, в том числе прокуратуры.

К причинам, вызывающим претензии к Российской Федерации Суд относит необоснованные отказы в ВУД, которые приводят к задержке начала полноценного расследования и выполнения следственных действий в разумные сроки, а также к многочисленному проведению доследственных проверок.

Отмечается пассивность органов расследования, выражающаяся в несвоевременности или непроведении следственных действий, направленных на сбор доказательств, уклонение от установления свидетелей и их допроса, от проведения экспертиз и осмотров места происшествия.

Кроме того, ЕСПЧ обращает внимание на необоснованность решений, принимаемых по результатам расследования, предвзятость в оценке доказательств, отсутствие критичности к объяснениям сотрудников милиции (полиции).

Также Суд в решениях указывает на ненадлежащее обеспечение прав пострадавших, выражающееся в произвольном манипулировании следствие статусом потерпевшего, неуведомлении пострадавших о принимаемых решениях, отсутствии ответов на их ходатайства и отказе им в доступе к материалам проверок.

Согласно выводам ЕСПЧ расследование считается эффективным, если оно соответствует следующим основным принципам: быстроте, независимости, тщательности, соблюдению прав пострадавших на доступ к расследованию.

Принимая во внимание изложенное, прокурорам при осуществлении надзора необходимо принимать все предусмотренные законом меры для недопущения установленных Европейским Судом по правам человека нарушений в деятельности поднадзорных органов расследования.

версия для печати