• КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • +7 (347) 272-71-42 Дежурный прокурор
    • +7 (347) 272-71-42Дежурный прокурор
    • +7 (347) 276-35-78Пресс-служба
    • +7 (347) 273-62-21Канцелярия

Обзор нового законодательства за период с 28 по 24 февраля 2015 г.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Федеральный закон от 03.02.2015 N 4-ФЗ

"О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Согласно настоящему закону из Конституций (уставов) субъектов РФ до 1 января 2016 года должны быть исключены слова, составляющие наименование должности "Президент".

Указанное требование распространяется на субъекты Российской Федерации, имеющие утвержденный федеральным законом договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 28.12.2010 N 406-ФЗ было указано, что наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности "Президент".

До 1 января 2015 года был установлен переходный период, в течение которого конституции (уставы) субъектов РФ должны были быть приведены в соответствие с указанным требованием.

В Республике Башкортостан настоящий закон уже исполнен. В Конституцию республики внесены изменения Законом РБ от 24.03.2014 № 57-з, должность Президента республики заменена на должность: Глава Республики Башкортостан. Принят Закон РБ от 25.12.2014 № 163-з «О Главе Республики Башкортостан», в соответствии с которой высшим должностным лицом республики является Глава Республики Башкортостан.

Федеральный закон от 03.02.2015 N 6-ФЗ

"О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 26.3 Федерального закона "О политических партиях"

Настоящим законом внесены изменения в порядок избрания высшего должностного лица субъекта РФ депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

В частности, определяется день проведения голосования по избранию высшего должностного лица субъекта РФ, как в случае истечения срока его полномочий, так и в случае досрочного прекращения полномочий, а также уточняются особенности процедуры для того случая, когда избрание высшего должностного лица субъекта РФ совпадает с избранием законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта РФ.

Федеральным законом также устанавливаются особенности порядка избрания высшего должностного лица автономного округа, входящего в состав области, депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти автономного округа. Определено, что в случае если конституцией (уставом), законом автономного округа, входящего в состав области, предусматривается избрание высшего должностного лица депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти автономного округа, то кандидаты на указанную должность представляются Президентом Российской Федерации по предложениям высшего должностного лица области, в состав которой входит автономный округ. Данные предложения формируются на основании поступивших от региональных отделений политических партий предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица автономного округа.

Федеральный закон от 03.02.2015 N 8-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Внесены уточнения в закон об основных гарантиях избирательных прав и в закон об общих принципах организации местного самоуправления.

Установлено, в частности, что лица, являвшиеся депутатами представительного органа муниципального образования, распущенного на основании части 2.1 статьи 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" за непроведение правомочного заседания в течение трех месяцев подряд (за исключением тех лиц, в отношении которых судом установлен факт отсутствия вины за такое бездействие представительного органа муниципального образования), не могут быть выдвинуты кандидатами на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

Также устанавливается новый способ избрания главы муниципального образования - теперь, в числе прочего, представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Предусматривается, что такой глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.

Также предусматривается, что глава муниципального образования, избранный представительным органом муниципального образования из своего состава, исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой муниципального образования, прекращаются.

Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования. Опубликован на портале правовой информации 04.02.2015.

О РЕКЛАМЕ

Федеральный закон от 03.02.2015 N 5-ФЗ

"О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О рекламе"

Установлено, что распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, по общему правилу не допускается.

Вместе с тем распространение рекламы допускается по указанным телеканалам в случае распространения не менее чем 75 процентов национальной продукции средства массовой информации.

Под указанной продукцией понимается продукция на русском языке или других языках народов РФ либо на иностранном языке (в случае, если данная продукция предназначена для российского СМИ), которая произведена гражданами России, или зарегистрированными в России организациями, или по заказу российского СМИ и российские инвестиции в производство которой составляют не менее чем 50 процентов.

В качестве национальной продукции СМИ признается также продукция средства массовой информации, созданного в соответствии с международными договорами РФ. Порядок подтверждения соответствия национальной продукции средства массовой информации указанным требованиям устанавливается ФАС России.

Не признается производством национальной продукции СМИ деятельность по переводу, дублированию, субтитрированию продукции зарубежного СМИ.

Закон опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации 04.02.2015, вступил в силу также с 04.02.2015.

ОБ ОБОРОТЕ НАРКОТИКОВ

Федеральный закон от 03.02.2015 N 7-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 234.1 «Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ», предусматривающей уголовную ответственность в виде лишения свободы до 8 лет.

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» дополнен понятием "новые потенциально опасные психоактивные вещества" - это вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в России запрещен. Определены понятия "оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ" и "Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен". Порядок формирования и содержание Реестра будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Определен круг федеральных органов исполнительной власти, организаций и органов, которым разрешается использование новых потенциально опасных психоактивных веществ в научной, учебной и экспертной деятельности (в том числе СК России, ФСКН России).

Установлен запрет оборота и пропаганды новых потенциально опасных психоактивных веществ в РФ.

Предусмотрена административная ответственность, в том числе за потребление новых потенциально опасных психоактивных веществ и за вовлечение несовершеннолетних в их употребление.

Закон опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации 04.02.2015, вступил в силу с 15.02.2015.

Федеральный закон от 12.02.2015 N 12-ФЗ

"О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе"

Исправлена опечатка в формулировке Федерального закона "Об экологической экспертизе".

Исходя из действующего содержания нормы подпункта 5 части первой статьи 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе" одним из видов нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе является уклонение от представления федеральным органом исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации данных, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы.

При этом указывается, что экологическая экспертиза проводится самими этими органами.

Принятым законом уточняется, что данные, необходимые для проведения экологической экспертизы, представляются федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы или соответствующему органу государственной власти субъекта РФ.

Закон опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации 13.02.2015, вступил в силу с 24.02.2015.

Федеральный закон от 12.02.2015 N 14-ФЗ

"О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"

В целях расширения общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания уточнены понятия "лица, находящиеся в местах принудительного содержания" и "места принудительного содержания".

Согласно внесенным изменениям к лицам, находящимся в местах принудительного содержания, отнесены, в числе прочих, иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие административному выдворению за пределы РФ, депортации или реадмиссии.

Перечень мест принудительного содержания дополняется специальными учреждениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере миграции, предназначенными для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ, депортации или реадмиссии.

Закон опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации 13.02.2015, вступил в силу с 24.02.2015.

Федеральный закон от 12.02.2015 N 17-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 16.2 и 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Определены условия, при которых декларант освобождается от административной ответственности за недостоверное декларирование.

Установлено, что в случае добровольного представления декларантом или таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением необходимых документов лицо освобождается от административной ответственности за недостоверное декларирование товаров, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений в таможенную декларацию, соблюдены одновременно следующие условия:

таможенный орган не выявил административное правонарушение, предметом которого являются товары, указанные в обращении;

таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено таможенным законодательством, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов и пеней.

Также уточнено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае освобождения лица от административной ответственности за недостоверное декларирование товаров.

Закон опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации 13.02.2015, вступил в силу с 24.02.2015.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Федеральный закон от 12.02.2015 N 15-ФЗ

"О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "О полиции"

Законом установлен новый порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации сотруднику полиции, уволенному со службы в связи с причинением ему увечья.

Теперь назначение ежемесячной денежной компенсации связано с установлением инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции.

Кроме того, устанавливается новый порядок исчисления размера денежной компенсации - исходя из оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением коэффициентов:

в отношении инвалида I группы - 1;

в отношении инвалида II группы - 0,5;

в отношении инвалида III группы - 0,3.

Закон опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации 13.02.2015, вступил в силу с 24.02.2015.


ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Федеральный закон от 12.02.2015 N 10-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 15 и 17 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"

При оказании государственной поддержки сельхозпроизводителям будет учитываться эффективность их сельскохозяйственной техники.

Минсельхоз России уполномочен организовывать работы по определению функциональных характеристик и эффективности сельскохозяйственной техники и оборудования, результаты которых учитываются при оказании государственной поддержки.

Правительство РФ уполномочено определять:

- порядок организации таких работ;

- критерии определения функциональных характеристик и эффективности сельскохозяйственной техники и оборудования;

- перечень мероприятий, на которые государственная поддержка предоставляется с учетом результатов таких работ.

Информация о результатах таких работ подлежит размещению на сайте Минсельхоза России.

Закон опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации 13.02.2015, вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Федеральный закон от 12.02.2015 N 16-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части уточнения ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, и оснований прекращения или расторжения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации"

Федеральный закон принят в целях реализации Постановлений Конституционного Суда РФ от 21.03.2014 N 7-П и от 11.11.2014 N 29-П.

Установлено, в частности, что сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел, в том числе в случае прекращения в отношении него уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника органов внутренних дел на службе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.

Также гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел, в том числе в случае, если он подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении него за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за 3 года до дня поступления на службу в органы внутренних дел), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.

Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования: с 13.02.2015.

ПРОКУРАТУРА

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 2-П

"По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений "Агора", межрегиональной общественной организации "Правозащитный центр "Мемориал", международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие", автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг "Забайкальский правозащитный центр", регионального общественного фонда "Международный стандарт" в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной"

Заявители оспаривали отдельные нормы Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а именно пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 21 и пункт 1 статьи 22, касающиеся:

обязательности исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проверке исполнения законов органами управления и руководителями НКО, в установленный срок;

положений о том, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и проверки проводятся на основании поступившей информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором;

полномочий прокурора при осуществлении возложенных на него функций (требования представления необходимых документов, материалов и некоторых других).

Нарушения указанными нормами своих прав заявители усматривают в том, что эти положения не содержат точного перечня оснований для проведения органами прокуратуры проверок исполнения законов некоммерческими организациями, не устанавливают конкретный порядок, периодичность и сроки их проведения.

Своим Постановлением Конституционный Суд РФ, в частности, признал положения пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения НКО законов, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований.

При проведении прокурорских проверок должны быть определены предельные сроки проведения проверочных мероприятий и сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора о представлении необходимых документов, материалов, сведений.

Впредь до внесения поправок в законодательство разумность этих сроков будет подтверждаться либо опровергаться при рассмотрении соответствующих споров судами, имея в виду, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре, а проверяющие должны ориентироваться на соответствующие положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Постановление по делу «Смертин против Российской Федерации»

Европейским судом по правам человека 02.10.2014 вынесено решение по заявлению Смертина о признании факта нарушения российскими властями ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с ненадлежащими условиями содержания заявителя в изоляторе временного содержания ОВД Балезинского района Удмуртской Республики.

Судом установлено, что Смертин С.А., длительное время содержался в переполненных камерах, лишенных элементарных удобств, без естественного освещения и доступа к свежему воздуху, где не работали водопровод и вентиляция, матрацы и постельное белье не выдавались.

В изоляторе отсутствовал прогулочный плац и содержащиеся под стражей лица были вынуждены постоянно находиться в камерах.

С учетом выявленных нарушений Суд признал необходимым выплатить заявителю 4,918 тыс. евро в качестве компенсации за моральный ущерб, включая все налоги, которые могут быть с него взысканы.


версия для печати