• КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • +7 (347) 272-71-42 Дежурный прокурор
    • +7 (347) 272-71-42Дежурный прокурор
    • +7 (347) 276-35-78Пресс-служба
    • +7 (347) 273-62-21Канцелярия

К вопросу о легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (далее - Закон) впервые дал официальное толкование такому понятию, как «легализация» (отмывание). В соответствии со статьей 3 Закона легализация определяется как придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199 УК РФ, ответственность по которым установлена указанными статьями.

Законом названы три категории субъектов, отношения которых им регулируются:

1) граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

2) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом;

3) государственные органы, осуществляющие контроль на территории РФ за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом.

Однако следует иметь в виду, что в нормах данного Закона упоминаются и иные субъекты, которым адресованы эти нормы. В частности, это органы государственной власти РФ (иные, нежели государственные органы, осуществляющие контроль на территории РФ за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом), органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, Банк России, а также организации, не относящиеся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

Законом установлены обязанности субъектов, которые подпадают под его действие.

Так, к обязанностям организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом отнесены:

- идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя;

- принятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации выгодоприобретателей;

- систематическое обновление информации о клиентах, выгодоприобретателях;

- документальная фиксация и представление в уполномоченный орган сведений по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом;

- представление в уполномоченный орган по его письменным запросам информации;

- разработка правил внутреннего контроля и программы его осуществления;

- назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ;

- принятие иных внутренних организационных мер в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

- документальное фиксирование информации, полученной в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранению ее конфиденциального характера;

- направление в уполномоченный орган сведений об операциях, в отношении которых у работников организации возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

- принятие мер, направленных на предотвращение установления отношений с банками-нерезидентами, в отношении которых имеется информация, что их счета используются банками, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления;

- направление в уполномоченный орган, а также в надзорный орган в соответствующей сфере деятельности сведения о случаях, когда государство (территория), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, препятствует реализации указанными филиалами, представительствами и дочерними организациями Закона либо его отдельных положений.

Помимо обязанностей вышеназванных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, Законом установлены права и обязанности иных лиц к которым отнесены адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг (т.е. организации и индивидуальные предприниматели).

Так, на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, распространяются требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации.

При наличии у адвоката, нотариуса, лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, любых оснований полагать, что указанные сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом уполномоченный орган. При этом адвокат и адвокатская палата, нотариус и нотариальная палата, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, не вправе разглашать факт передачи в уполномоченный орган информации.

Действующим законодательством предусмотрена ответственность за нарушение рассматриваемого Закона. В зависимости от характера нарушения ответственность может быть административной, гражданской и уголовной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рамках административного законодательства такая ответственность установлена ст. 15.27 КоАП РФ - неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Гражданско-правовая ответственность предполагает применение последствий ничтожности сделки, как несоответствующей соответствующей закону или иным правовым актам, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Уголовная ответственность определена двумя статьями Уголовного кодекса Российской Федерации:

1) ст. 174 УК РФ – легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем);

2) ст. 174.1 УК РФ – легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления.


версия для печати