• КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • +7 (347) 272-71-42 Дежурный прокурор
    • +7 (347) 272-71-42Дежурный прокурор
    • +7 (347) 276-35-78Пресс-служба
    • +7 (347) 273-62-21Канцелярия

Предъявление прокурором исков (заявлений) в Арбитражный суд в связи с нарушениями, допускаемыми при использовании объектов гражданской обороны

Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Одним из основных мероприятий, проводимых для защиты населения, является укрытие населения в защитных сооружениях.

В силу п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС) от 15.12.2002 № 583, статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища.

В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Согласно приложению № 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты оборонного производства, в том числе объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.

Пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2284, приватизация защитных сооружений гражданской обороны запрещена.

Пунктом 3.1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 № 583, установлено, что встроенные и отдельно стоящие защитные сооружения гражданской обороны допускается использовать при выполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещениям данного функционального назначения.

Таким образом, из содержания названных норм следует, что защитные сооружения гражданской обороны в силу своей специфичности являются объектами федеральной собственности, при содержании и использовании которых в мирное время необходимо соблюдение установленных норм и правил.

Поскольку объекты гражданской обороны относятся исключительно к федеральной собственности, в силу ст.125 ГК РФ, п. 5.3 Постановления Правительства РФ № 432 от 05.06.2008 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» уполномоченным на осуществление полномочий собственника федерального имущества, составляющего казну РФ, в том числе при его передаче физическим и юридическим лицам, органом государственной власти является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Если соответствующие объекты гражданской обороны переданы в хозяйственное ведение или оперативное управление третьим лицам, то соответствующие права (хозяйственного ведения, оперативного управления) при вовлечении объектов гражданской обороны в оборот должны быть зарегистрированы, что предусмотрено ст.ст. 8, 131 ГК РФ, абз.2 ч.1 ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ.

Согласно п. 3 ст. 447 ГК РФ в случаях, указанных в законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» заключение договоров аренды (других договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования), в отношении государственного имущества, независимо от того, закреплено ли оно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления или нет, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

Таким образом, при передаче недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью – объектов гражданской обороны, по договорам, предусматривающим переход прав владения и пользования, должны быть соблюдены все перечисленные требования.

Несоблюдение указанных требований закона является основанием для признания недействительным (ничтожным) договора, заключенного в отношении объекта гражданской обороны, а также применения последствий недействительности сделки.

В силу ст.2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Являясь хозяйствующим субъектом и действуя в рамках своей предпринимательской деятельности, юридические лица и индивидуальные предприниматели должны проявлять осмотрительность и разумность при заключении сделок. В противном случае все риски и неблагоприятные последствия возлагаются на самого субъекта, принявшего на себя соответствующие обязательства. При заключении сделки, предполагающей переход прав в отношении объектов гражданской обороны, необходимо удостовериться о наличии у лица, распоряжающегося таким объектом, законных или договорных оснований передачи федерального имущества.

Необходимо учитывать, что ч.2 ст.7.24 КоАП РФ законодателем предусмотрена административная ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.

Эксплуатация объектов гражданской обороны, являющихся федеральной собственностью, с нарушением установленных норм и правил их эксплуатации и содержания образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, который является специальным по отношению к ч.2 ст.7.24 КоАП РФ.

версия для печати