• КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • +7 (347) 272-71-42 Дежурный прокурор
    • +7 (347) 272-71-42Дежурный прокурор
    • +7 (347) 276-35-78Пресс-служба
    • +7 (347) 273-62-21Канцелярия

Принят новый закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации

С 22.11.2011 вступил в законную силу Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Отдельные положения закона будут вступать в силу с 01.01.2012 до 01.01.2016.

В Федеральном законе разработан понятийный аппарат. В частности, даны определения таким понятиям, как здоровье, охрана здоровья граждан, медицинская помощь, медицинская услуга, медицинское вмешательство.

Расширены установленные действующим законодательством основные принципы охраны здоровья, к которым, в том числе, отнесены приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Установлено, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; возможностью выбора медицинской организации и врача, а также транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства Федеральным законом определено получение информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Также установлены условия проведения медицинского вмешательства без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя, например, если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители; в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, либо страдающих тяжелыми психическими расстройствами, а также совершивших общественно опасные деяния (преступления).

Статьей 21 Федерального закона закреплено право гражданина на выбор врача (с учетом согласия врача) и медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Законом конкретизировано, что для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

Введено понятие паллиативной медицинской помощи, которая представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

Важным новшеством является введение в Федеральный закон положений по вопросам оказания медицинской помощи гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения.

Установлено, что перечень редких (орфанных) заболеваний, перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утверждаются федеральными органами исполнительной власти.

В целях обеспечения граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень, лекарственными препаратами осуществляется ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

Новеллой стало введение Федеральным законом отдельной статьи, посвященной вопросу донорства органов и тканей человека и их трансплантации (пересадка), которой обозначены условия и порядок проведения трансплантации органов и тканей человека.

По вопросу временной нетрудоспособности Федеральным законом теперь установлено, что при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее четырех месяцев с даты начала временной нетрудоспособности пациент направляется для прохождения медико-социальной экспертизы в целях оценки ограничения жизнедеятельности, а в случае отказа от прохождения медико-социальной экспертизы листок нетрудоспособности закрывается.

Названные новшества в сфере законодательства об охране здоровья граждан подразумевают под собой принятие в последующем федеральными органами исполнительной власти подзаконных правовых актов по многим вопросам для планомерной реализации положений Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

версия для печати