• КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • +7 (347) 272-71-42 Дежурный прокурор
    • +7 (347) 272-71-42Дежурный прокурор
    • +7 (347) 276-35-78Пресс-служба
    • +7 (347) 273-62-21Канцелярия

Обзор нового законодательства за период с 5 ноября по 2 декабря 2014 г.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Федеральный конституционный закон 04.11.2014 N 15-ФКЗ

"О внесении изменений в статью 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"

Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ дополнен положениями, предусматривающими право установления особенностей регулирования корпоративных отношений в части принятия решений о приведении учредительных документов в соответствие с законодательством РФ нормативными правовыми актами Республики Крым и г. Севастополя, действующими до 1 января 2015 года. Такие акты должны гарантировать права всех участников (акционеров) этих юридических лиц.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 05.11.2014, с этого же дня вступил в силу.

Федеральный закон от 04.11.2014 N 340-ФЗ

"О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России"

Третьего декабря будет отмечаться День Неизвестного Солдата.

Новая памятная дата призвана увековечить память, воинскую доблесть и бессмертный подвиг российских и советских воинов, чье имя осталось неизвестным, погибших в боевых действиях.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 05.11.2014, с этого же дня вступил в силу.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Федеральный закон от 04.11.2014 N 328-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Устранена коллизия законодательства, касающаяся полномочий региональных органов власти в области реализации межмуниципальных программ развития предпринимательства

Федеральным законом от 02.07.2013 N 144-ФЗ были внесены изменения в закон о развитии малого и среднего предпринимательства в России, в соответствии с которыми из компетенции региональной власти были исключены полномочия по разработке и реализации межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем, соответствующие изменения не были внесены в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с которым к полномочиям региональной власти по-прежнему были отнесены вопросы организации и осуществления межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Новым законом данная коллизия устранена.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 05.11.2014, вступил в силу с 16.11.2014.

Федеральный закон от 24.11.2014 N 355-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу финансовой отчетности политических партий, избирательных объединений, кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления"

Законом запрещено осуществлять финансирование и вступать в сделки политическим партиям с некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента. Также им не разрешается заключать сделки с иностранными государствами, иностранными юридическими и физическими лицами, апатридами, в том числе с международными организациями и общественными движениями, а также со всеми некоммерческими организациями, получавшими в течение года, предшествующего дню заключения сделки, финансирование из одного из вышеназванных источников или от российских юридических, если доля участия такого иностранного лица на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров, 30%.

Ответственность за осуществление контроля за имуществом и доходами политических партий целиком возлагаются на Центральную избирательную комиссию и соответствующие избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.

Сведения о заключении политическими партиями сделок в нарушение указанных ограничений будут предоставляться в уполномоченный федеральный орган или его территориальное подразделение. Обязанность по проверке законности совершения сделок политической партией возложена на органы регистрационного учета граждан Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Законом увеличены размеры административных штрафов за совершение административных правонарушений в сфере финансирования деятельности политических партий и установлен специальный срок давности привлечения к административной ответственности за их совершение.

Вводится ряд дополнительных составов административных правонарушений, связанных с нарушением порядка финансирования политических партий, возврата жертвователям неиспользованных средств, или нарушение установленного порядка и сроков проведения обязательного аудита.

Международным организациям и российским организациям, выполняющим функции "иностранного агента", запрещается осуществлять деятельность, оказывающую влияние на избирательный процесс, кроме осуществления деятельности по наблюдению за выборами.

Уточнены источники финансирования закупок бюллетеней, открепительных удостоверений и специальных марок, используемых при проведении выборов и референдумов, функции и порядок образования и деятельности контрольно-ревизионных служб.

Аналогичные по содержанию изменения вносятся и в Федеральный закон от 10.01.2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 05.11.2014, вступил в силу с этого же дня.

Федеральный закон от 24.11.2014 N 363-ФЗ

"О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О государственной службе российского казачества"

Установлено, что члены казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ, принявшие на себя обязательства по несению государственной или иной службы, обязаны приостановить свое членство в политических партиях, иных общественных объединениях, преследующих политические цели, не вправе вступать в них и принимать участие в их деятельности.

Деятельность таких партий и объединений в указанных казачьих обществах не допускается.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 25.11.2014, вступит в силу с 06.12.2014.

Федеральный закон от 24.11.2014 N 373-ФЗ

"О внесении изменения в статью 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

В Кодекс РФ об административных правонарушениях теперь введены специальные составы, которыми квалифицируются соответствующие правонарушения и установлены специальные санкции за совершение подобного рода деяний.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 25.11.2014, вступает в силу с 06.12.2014.


Федеральный закон от 04.11.2014 N 329-ФЗ

"О внесении изменения в статью 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях"

Социально ориентированным некоммерческим организациям, участвующим в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, будет оказываться государственная поддержка.

Установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами деятельности по профилактике и (или) тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 05.11.2014, вступил в силу с 16.11.2014.

Федеральный закон от 04.11.2014 N 330-ФЗ

"О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О парламентском контроле"

Наряду с обсуждением проектов основных направлений бюджетной и налоговой политики РФ в рамках предварительного парламентского контроля будут рассматриваться также проекты основных направлений таможенно-тарифной политики РФ и бюджетного прогноза, проектов федеральных целевых программ и предложений о внесении в них изменений.

При внесении в Госдуму предложений об изменении государственных программ (федеральных целевых программ), в состав документов должны быть включены обоснования необходимости изменения объемов финансирования в разрезе основных мероприятий подпрограмм и источников их финансирования.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 05.11.2014, вступил в силу с этого же дня.

Федеральный закон от 04.11.2014 N 338-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О рекламе"

ФАС России будет выявлять превышение уровня громкости звука рекламы над средним уровнем громкости звука прерываемых ею теле- и радиопрограмм.

При трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой программы или передачи.

Федеральным законом установлено, что соотношение уровня громкости звука рекламы и уровня громкости звука прерываемой ею программы или передачи определяется на основании методики измерения уровня громкости звука рекламы в программах и передачах, утвержденной федеральным антимонопольным органом и разработанной на основе рекомендаций в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации.

Выявление превышения уровня громкости звука рекламы над средним уровнем громкости звука прерываемой ею программы или передачи осуществляется антимонопольным органом как в ходе наблюдения за соблюдением требований к уровню громкости звука рекламы, проводимого в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, так и в результате проведения плановых или внеплановых проверок соблюдения требований законодательства РФ о рекламе.

Федеральный закон вступает в силу по истечении двухсот дней после дня его официального опубликования. Опубликован на Интернет-портале правовой информации 05.11.2014.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА

Федеральный закон от 04.11.2014 N 342-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Усилены социальные гарантии военнослужащим, сотрудникам и пенсионерам правоохранительных органов.

Законом, в частности:

увеличивается размер пенсий инвалидам III группы вследствие заболевания, полученного в период военной службы, а также пенсии семьям по случаю потери кормильца;

военнослужащим предоставлено право на безвозмездный проезд к местам проведения реабилитационных отпусков, а в органах внутренних дел устанавливается право на бесплатный проезд к местам проведения медико-психологической реабилитации;

уточняется порядок предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;

конкретизируются полномочия руководителей федеральных органов исполнительной власти и Правительства РФ по вопросам обеспечения военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел РФ;

регламентируется порядок формирования и использования фонда денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 05.11.2014, вступил в силу с 16.11.2014.

Федеральный закон от 24.11.2014 N 360-ФЗ

"О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан"

Законодателем устранена "дискриминация" военнослужащих в праве получения жилых помещений в зависимости от даты увольнения с военной службы.

Конкретизировано, что право выбора способа обеспечения жилыми помещениями имеют право военнослужащие независимо от даты увольнения с военной службы. Соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 25.11.2014, вступит в силу с 06.12.2014.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Федеральный закон от 04.11.2014 N 345-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

До 31 декабря 2014 года продлен срок подачи заявления для участия в программе государственного софинансирования пенсионных накоплений.

Ранее данный срок ограничивался 1 октября 2013 года. Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений имеют застрахованные лица, подавшие заявление об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Исключение установлено для получателей любых видов пенсий и пожизненного содержания судей в отставке, за исключением военных пенсионеров и приравненных к ним в пенсионном обеспечении лиц.

Заявления работников о добровольной уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии должны представляться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ в виде электронных документов, в случае если среднесписочная численность работников организации превышает 25 человек (ранее - 100 человек).

Перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя теперь должно осуществляться не единым платежом, а отдельными платежами и оформляться отдельными платежными поручениями.

Пенсионный фонд РФ уполномочен по результатам проверки достоверности сведений об уплате дополнительных страховых взносов осуществлять корректировку сведений о средствах пенсионных накоплений, отражает ее в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 05.11.2014.

Федеральный закон от 04.11.2014 N 347-ФЗ

"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Налоговый кодекс РФ дополнен новым понятием "личный кабинет налогоплательщика", определены цели его использования, требования к электронному документообороту посредством данного ресурса и установлен порядок взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков.

Уточнен порядок взыскания обязательных платежей за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (в части, касающейся взыскания задолженности с организаций, которым открыты лицевые счета в соответствии с бюджетным законодательством).

Отдельные поправки коснулись порядка постановки на учет (снятия с учета) в налоговых органах иностранной организации, а также российской организации, созданной в результате реорганизации.

Установлена возможность признания налоговыми органами безнадежной к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящейся по состоянию на 1 января 2015 г. за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица и не находятся в процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), в случае возврата взыскателю исполнительного документа по установленным основаниям.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 05.11.2014, вступит в силу с 15.12.2014.

Федеральный закон от 04.11.2014 N 348-ФЗ

"О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

С 1 января 2015 года в России вводится новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг.

Проведение налогового мониторинга осуществляется в соответствии с регламентом информационного взаимодействия по представлению документов (информации) или доступа к информационным системам организации.

С заявлением о проведении налогового мониторинга может обратиться организация, отвечающая одновременно нескольким критериям:

совокупная сумма подлежащих уплате налогов (НДС, налог на прибыль, акцизы, НДПИ) за предшествующий год составляет не менее 300 млн рублей;

суммарный объем полученных доходов за предшествующий год - не менее 3 млрд рублей;

совокупная стоимость активов на 31 декабря предшествующего года составляет не менее 3 млрд рублей.

За периоды проведения налогового мониторинга налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки (за исключением установленных случаев).

В ходе мониторинга налоговый орган формирует мотивированное мнение, содержащее позицию по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.

В случае несогласия налогоплательщика с мотивированным мнением инициируется проведение взаимосогласительной процедуры.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 05.11.2014.

Федеральный закон от 04.11.2014 N 333-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов"

В ряд законодательных актов внесены изменения, направленные на устранение барьеров, препятствующих конкурентной деятельности кредитных организаций на финансовом рынке.

Так, в частности, согласно внесенным поправкам алименты, взыскиваемые с родителей на детей, оставшихся без попечения родителей, могут зачисляться не только на счета, открытые в отделениях Сбербанка, но и счета иных банков при условии, что соответствующие денежные средства застрахованы, и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке не превышает предусмотренный законодательством размер возмещения по вкладам (в настоящее время - 700 тысяч рублей).

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 05.11.2014, вступил в силу также с 05.11.2014.

Федеральный закон от 04.11.2014 N 334-ФЗ

"О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"

Банки обязаны раскрывать информацию о квалификации и опыте работы руководства.

Информация по утвержденному перечню должна размещаться на официальном сайте банка и содержать, в частности, следующие сведения: о наименовании занимаемой должности, об основном и дополнительном профессиональном образовании, о трудовой деятельности за пять лет, предшествующих назначению на должность.

За несоблюдение данного требования банки несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 05.11.2014, вступил в силу с 16.11.2014.


ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Федеральный закон от 04.11.2014 N 331-ФЗ

"О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"

С 1 января 2015 года информация о кадровом обеспечении органов местного самоуправления будет размещаться на сайте gossluzhba.gov.ru.

Среди информации, подлежащей размещению:

- сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;

- квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей;

- условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей;

- номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей.

Размещение такой информации производится в порядке, определяемом Правительством РФ.

Если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать такую информацию на сайте gossluzhba.gov.ru, она размещается органом власти субъекта РФ, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 05.11.2014.

Федеральный закон от 04.11.2014 N 327-ФЗ

"О меценатской деятельности"

Согласно Федеральному закону, меценатская деятельность представляет собой деятельность по безвозмездной передаче имущества, в том числе денежных средств, или прав владения, пользования, распоряжения имуществом и (или) безвозмездные выполнение работ и оказание услуг в сфере культуры и образования в области культуры и искусства, направленные на сохранение культурных ценностей и развитие деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства.

Получателями меценатской поддержки могут являться государственные, муниципальные, негосударственные некоммерческие организации культуры, образовательные организации, реализующие образовательные программы в области культуры и искусства.

Законом определены цели и задачи меценатской деятельности, права и обязанности меценатов и получателей меценатской поддержки, требования к договору между меценатом и получателем меценатской поддержки, права органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в сфере меценатской деятельности, государственные гарантии и иные меры ее стимулирования.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 05.11.2014, с этого же дня вступил в силу.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Федеральный закон от 04.11.2014 N 332-ФЗ

"О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" и статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законом запрещена пропаганда и публичная демонстрация символики организаций, сотрудничавших с группами, движениями или лицами, признанными преступными в соответствии с приговором Нюрнбергского трибунала (и приговорами, основанными на нем), а также символики организаций (в т.ч. - иностранных и международных), отрицающих факты и выводы, установленные приговором Нюрнбергского трибунала.

Перечень таких организаций, а также их атрибутики и символики определяется в порядке, установленном Правительством РФ.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 05.11.2014, вступил в силу с 16.11.2014.

Постановление Правительства РФ от 29.10.2014 N 1118

"О внесении изменений во Временные правила предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в поисках убежища, в упрощенном порядке"

В отношении граждан Украины, прибывших на территорию России в поисках убежища, вводится предварительное анкетирование.

Внесены изменения во Временные правила предоставления временного убежища на территории России гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию России в поисках убежища, в упрощенном порядке, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 июля 2014 года N 690.

Предусматривается, что указанные граждане при подаче заявления о предоставлении временного убежища на территории РФ заполняют предварительную анкету, форма которой приводится в приложении к Временным правилам.

Кроме этого структурные подразделения территориальных органов ФМС России наделяются правом принимать и рассматривать заявления о предоставлении временного убежища и выносить по ним решения.

ПРАВОСУДИЕ

Федеральный конституционный закон от 04.11.2014 N 16-ФКЗ

"О внесении изменений в статью 9 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" и статьи 2 и 24 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации"

Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ предоставлено право рассматривать дела по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах.

Согласно Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации", с 1 января 2017 года устанавливается прохождение военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета РФ.

В этой связи в статью 9 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" внесено дополнение, согласно которому Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает с указанной даты также дела об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета РФ.

Соответствующие изменения также вносятся в статью 2 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" в целях приведения его положений в соответствие с Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации".

Кроме того, в статью 24 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" внесены изменения, касающиеся материального обеспечения судей, досрочно прекративших полномочия судьи в связи с формированием первоначального состава Верховного Суда РФ, и изменений сроков работы в должности судьи Верховного Суда РФ или судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, необходимых для назначения ежемесячного пожизненного содержания и выплаты соответствующих пособий и компенсаций.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 05.11.2014, вступил в силу также с 05.11.2014.

"Временный порядок подачи документов в электронном виде в Верховный Суд Российской Федерации"

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.11.2014)

Утвержден временный порядок подачи документов в Верховный Суд РФ в электронном виде посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте Суда в сети Интернет.

Согласно утвержденному Временному порядку подачи документов в электронном виде по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ (далее - Суд), лица, участвующие в деле, а также лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт (статья 42 АПК РФ), вправе направлять в Суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте Суда в сети Интернет. Для этого указанные лица регистрируются в системе "Мой Арбитр", размещенной на официальном сайте Суда.

Предусматривается, что при поступлении в Суд по каналам электронной почты (без заполнения специальных форм документов, предусмотренных Порядком) заявлений, жалоб, представлений или прочих связанных с судебным делом процессуальных документов такие документы Судом не принимаются как поданные в нарушение Порядка, о чем сообщается заявителю. Представление документов, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, Порядком не регулируется.

Заявление о принятии обеспечительных мер, заявление об обеспечении доказательств, ходатайство о приостановлении исполнения судебных актов могут быть поданы в Суд только на бумажном носителе, поскольку АПК РФ не предусматривается подача этих документов в электронном виде. Ходатайство о принятии обеспечительных мер, изложенное в исковом заявлении, апелляционной жалобе, кассационной жалобе (представлении), надзорной жалобе (представлении), поданное в электронном виде, считается неподанным.

Обращения по делам об административных правонарушениях не могут быть поданы в Верховный Суд РФ в электронном виде, поскольку согласно части 4.1 статьи 30.13 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях в Верховном Суде РФ осуществляется по правилам КоАП РФ.

Определение Конституционного Суда РФ от 07.10.2014 N 2323-О

"По запросу мирового судьи судебного участка N 56 Нерчинского района Забайкальского края о проверке конституционности положений части 1 статьи 4.5 и части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Срок давности по делу об уплате автомобилистом штрафа составляет три месяца, а не один год.

Мировой судья, в чьем производстве находились дела о предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ административном правонарушении (неуплата штрафа в срок), придя к выводу о том, что часть 1 статьи 4.5 "Давность привлечения к административной ответственности" во взаимосвязи с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, подлежащие применению в рассматриваемых им делах, не позволяют однозначно определить срок давности привлечения к административной ответственности (3 месяца или 1 год) за неуплату административного штрафа в отведенное время и противоречат Конституции РФ, производство по указанным делам приостановил и обратился в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности этих законоположений.

В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении 3 месяцев) со дня его совершения. Для отдельных административных правонарушений этой нормой установлен увеличенный срок давности привлечения к административной ответственности: так, постановление по делу о нарушении законодательства об исполнительном производстве не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения этого административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее 1000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.

Конституционный Суд РФ определил, в частности, что за неуплату административного штрафа в течение отведенного времени законодатель установил административную ответственность (часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ), которая не является мерой принудительного исполнения судебного акта и актов органов и должностных лиц (статья 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), так как призвана стимулировать правонарушителей к добровольной уплате штрафа - без использования механизма принудительного исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

За нарушения законодательства об исполнительном производстве ответственность предусмотрена статьями КоАП РФ, которые размещены в одной главе вместе с иными нормами, объединенными родовым объектом посягательства - институты государственной власти. В свою очередь, статья 20.25 данного Кодекса предусматривает ответственность за административные правонарушения, которые посягают на общественный порядок и общественную безопасность (глава 20), т.е. имеют иной объект противоправного воздействия.

Таким образом, нет оснований относить административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в отведенное время), к нарушениям законодательства об исполнительном производстве.

Соответственно, как указал Суд, неопределенность в вопросе о соответствии Конституции РФ положений части 1 статьи 4.5 и части 1 статьи 20.25 КоАП РФ отсутствует.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Федеральный закон от 24.11.2014 N 357-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Для иностранных трудовых мигрантов, прибывших в Россию в безвизовом порядке, взамен квот введены патенты.

Установлено, что патент - это документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Россию в порядке, не требующем получения визы (за исключением отдельных категорий иностранных граждан), на временное осуществление на территории субъекта РФ трудовой деятельности.

Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в России устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

В случае, если срок действия имеющегося у иностранного гражданина патента не был продлен либо выданный ему патент был аннулирован, данный иностранный гражданин в случае истечения срока его временного пребывания в России обязан выехать из России.

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан России устанавливать запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта РФ, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности.

Установлена обязательная государственная дактилоскопическая регистрация иностранных граждан, обратившихся в территориальные органы ФМС России с заявлением о получении патента, предоставляющего право на осуществление трудовой деятельности в России.

Предусмотрена административная ответственность, в частности, за нарушение иностранным гражданином срока обращения за выдачей патента.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 25.11.2014, вступит в силу с 01.01.2015.

Федеральный закон от 24.11.2014 N 358-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Право работодателей на объединение теперь существенно расширено.

Одним из принципов правового регулирования трудовых отношений становится право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них.

Установлено, что на одном федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровне может заключаться только одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение.

Комиссия по подготовке коллективного соглашения обязана распространить информацию о начале переговоров по заключению такого соглашения через средства массовой информации.

Установлено, что работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные соглашением даже в том случае, если работодатель прекратил свое членство в соответствующем объединении работодателей. Кроме того, действие соглашения может быть приостановлено в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера в отношении данного работодателя трехсторонней комиссией.

Государство отныне должно оказывать содействие в создании объединений работодателей и стимулировать работодателей к вступлению в такие объединения.

Законом в качестве самостоятельных видов выделены региональные объединения работодателей городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Виды помощи, которую работодатель может получить от объединения работодателей, теперь устанавливаются уставами объединения работодателей, а не только по вопросам, прямо указанным в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Количество работодателей, которые могут учредить объединение работодателей, теперь составляет не менее трех, но также такое объединение могут учредить не менее двух объединений работодателей.

Установлено, что сведения о прошедших государственную регистрацию объединениях работодателей должны быть внесены в государственный реестр объединений работодателей, порядок ведения которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок должен быть утвержден в течение трех месяцев со дня вступления Закона в силу.

Некоммерческие организации, не внесенные в государственный реестр, не будут иметь права использовать наименование "объединение работодателей". Сведения государственного реестра объединений работодателей будут открытыми и общедоступными.

Законом работодателям и их объединениям предоставлен и целый ряд других прав.

Кроме того, Торгово-промышленная палата Российской Федерации лишена права представлять интересы Российской Федерации в Международной организации труда.

Наименования "Российская Федерация" и "Россия" могут использоваться без разрешения, выдаваемого Правительством Российской Федерации в наименованиях общероссийских и общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей.

Все созданные до принятия закона в силу объединения работодателей обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с законом и принятыми в соответствии с ним актами Правительства Российской Федерации в течение 1 года со дня его вступления в силу.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 25.11.2014, вступит в силу с 06.12.2014.

Федеральный закон от 24.11.2014 N 374-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации"

Бюджеты субъектов Российской Федерации получат дополнительный источник доходов.

С 1 января 2015 года доходы от НДФЛ, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении на территории РФ трудовой деятельности на основании патента, будут зачисляться в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100 процентов. В настоящее время такие доходы зачисляются в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ в равных долях по нормативу 50 процентов.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 25.11.2014.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Федеральный закон от 24.11.2014 N 356-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Усовершенствован механизм предоставления Фондом РЖС земельных участков в рамках программы "Жилье для российской семьи".

В частности:

уточнен порядок подготовки предложений об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для жилищного строительства;

установлены особенности совершения Фондом юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента РФ, а также исчерпывающий перечень юридических и иных действий, сделок с земельными участками Фонда и иными объектами недвижимости Фонда;

уточнен порядок продажи земельных участков Фонда и продажи права на заключение договоров аренды земельных участков Фонда, передачи в безвозмездное срочное пользование земельных участков Фонда, а также особенности передачи прав на земельные участки Фонда, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, если на них расположены многоквартирные дома, объекты ИЖС;

скорректирован порядок заключения по результатам аукционов договоров безвозмездного срочного пользования земельными участками Фонда для строительства жилья экономкласса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья;

установлено, что начальная цена аукциона на право заключения договора безвозмездного срочного пользования земельным участком Фонда для строительства жилья экономкласса, в том числе для его комплексного освоения в целях строительства такого жилья, определяется Фондом в размере, не превышающем 80 процентов рыночной стоимости одного кв.м общей площади таких жилых помещений, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, или максимальной цены жилья экономкласса, установленной Правительством РФ в расчете на 1 кв.м общей площади жилого помещения, если межведомственным коллегиальным органом принято решение о применении установленной Правительством РФ максимальной цены жилья экономкласса в отношении земельных участков Фонда на дату принятия Фондом решения о проведении аукциона.

Кроме того, внесены поправки в ряд федеральных законов, в том числе в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также признаны утратившими силу ряд законодательных положений.

Закон вступит в силу с 1 января 2015 года, опубликован на Интернет-портале правовой информации 25.11.2014.

Федеральный закон от 24.11.2014 N 359-ФЗ

"О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О саморегулируемых организациях"

Саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства могут быть созданы только в форме ассоциации (союза) членов - индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих соответствующие виды работ.

Подчеркивается, что фактически права СРО по регулированию деятельности своих членов возникают только при условии внесения такой организации в государственный реестр СРО. Кроме того, вводятся дополнительные основания для исключения сведений о саморегулируемой организации проектировщиков и строителей из государственного реестра саморегулируемых организаций.

Устанавливается перечень документов, которые обязана разработать и утвердить СРО, имеющая право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается перечень документов, которые входят в дело члена саморегулируемой организации, которые ведет каждая СРО.

Указано, что проверки деятельности СРО проводятся в соответствии с планом проверок, утверждаемого органом надзора, и не требует согласования с другими надзорными органами, а одним из оснований для включения саморегулируемой организации в план проверок становится заявление или обращение соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций, также его заключение требуется и в случае наличия оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций. При отсутствии такого заключения исключение организации из реестра во внесудебном порядке не допускается.

Дополнительно указано, что перерегистрация ранее созданных саморегулируемых организаций в связи с вступлением в силу рассматриваемого закона не требуется.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 25.11.2014, с этого же дня вступил в силу.

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Федеральный закон от 24.11.2014 N 361-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 5 и 10 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Поправки в закон об охране окружающей среды более не предусматривают права граждан на создание фондов охраны окружающей среды.

Вместе с тем, граждане по-прежнему имеют право создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.

Кроме того, экологические некоммерческие организации получили право оказывать содействие российским органам власти всех уровней в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий. Религиозные объединения более не входят в перечень лиц, имеющих право оказывать такое содействие.

Также уточнен перечень лиц, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 25.11.2014, вступил в силу с 25.11.2014.

Федеральный закон от 24.11.2014 N 372-ФЗ

"О внесении изменения в статью 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

В названии указанной статьи КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных, слово "животных" заменено словами "объектов животного мира и водных биологических ресурсов".

Ответственность по данной статье за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции водных биологических ресурсов была установлена Федеральным законом от 06.12.2007 N 333-ФЗ, однако соответствующие изменения не были отражены в названии статьи.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 25.11.2014, вступит в силу с 06.12.2014.


ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Федеральный закон от 24.11.2014 N 364-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"

Правообладатель контента, нелегально размещенного в Интернете, вправе принять внесудебные меры по прекращению нарушения его авторских и смежных прав.

Правообладатель, в случае обнаружения сайта, на котором без его разрешения размещены объекты авторских прав, вправе направить владельцу сайта в письменной или электронной форме заявление о нарушении данных прав. Владельцы сайтов обязаны размещать на них адреса для направления правообладателями таких заявлений, а также вправе предусмотреть возможность их направления посредством заполнения электронной формы на сайте.

В течение 24-х часов с момента получения заявления владелец сайта удаляет нелегальный контент. При наличии у владельца сайта доказательств, подтверждающих правомерность размещения такого контента, он вправе не принимать вышеуказанные меры и обязан направить заявителю уведомление с приложением таких доказательств.

Определено также, что гражданские дела, связанные с защитой авторских или смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях (кроме фотографических произведений), в качестве первой инстанции рассматривает Московский городской суд.

Роскомнадзор уполномочен закрывать доступ к "пиратским" сайтам и торрент-треккерам по решению Мосгорсуда.

В течение суток с момента поступления по системе взаимодействия вступившего в силу решения Мосгорсуда Роскомнадзор направляет операторам связи по системе взаимодействия требование о принятии мер по постоянному ограничению доступа к сайту, на котором неоднократно размещался нелегальный контент.

В течение суток с момента получения такого требования оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа в "Интернет", обязан ограничить доступ к такому сайту.

Сведения о сайтах, доступ к которым ограничен на основании решения Мосгорсуда, размещаются на сайте Роскомнадзора.

Кроме того, определено, что порядок ограничения доступа к нелегальному контенту, предусмотренный статьей 15.2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" применяется не только в отношении фильмов, но и в отношении всех объектов авторских или смежных прав, которые могут быть распространены в информационно-телекоммуникационных сетях (кроме фотографических произведений).

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 25.11.2014, вступит в силу с 01.05.2015.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 24.11.2014 N 370-ФЗ

"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Усилена ответственность за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.

В частности, в УК РФ введены статьи 222.1 и 223.1, устанавливающие уголовную ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств и незаконное изготовление взрывчатых веществ, их незаконные переделку или ремонт. По указанным статьям будут отвечать лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет. Также предусмотрено, что лицо, добровольно сдавшее указанные предметы, освобождается от уголовной ответственности.

Установлена ответственность за хулиганство, совершенное с применением взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также за нарушение уставных правил несения внутренней службы лицом, входящим в суточный наряд части (кроме караула и вахты), если это деяние повлекло утрату, уничтожение или повреждение находящихся под охраной наряда оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств либо предметов военной техники, а равно иные тяжкие последствия.

В Законе РФ "О средствах массовой информации" предусмотрен запрет распространения в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств. За указанные деяния установлена административная ответственность (если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния).

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 25.11.2014, вступит в силу с 06.12.2014.

Федеральный закон от 24.11.2014 N 371-ФЗ

"О внесении изменений в статью 54 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 69 и 72 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"

Поправками в УК РФ установлено, что арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 18 лет.

Также из Уголовно-исполнительного кодекса РФ исключены положения, регламентирующие порядок и условия исполнения наказания в виде ареста для несовершеннолетних.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 25.11.2014, вступит в силу с 06.12.2014.


БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 N 1191

"Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами"

Согласно утвержденным Правилам возврат водительского удостоверения лицам, лишенным права управления транспортными средствами, после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами производится подразделениями ГИБДД МВД России после проведения проверки знаний ими правил дорожного движения.

Лица, лишенные права управления транспортными средствами за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ, либо за совершение преступлений, предусмотренных частями 2, 4 и 6 статьи 264 УК РФ, кроме того, представляют заключение об отсутствии медицинских противопоказаний или ограничений к управлению транспортными средствами, выданное после прекращения действия права на управление транспортными средствами.

Документ опубликован на Интернет-портале правовой информации 21.11.2014, в Российской газете 24.11.2014, вступил в силу с 29.11.2014.

Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197

"О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации"

В Правила дорожного движения внесены изменения, касающиеся повышения безопасности пешеходов при пересечении проезжей части и движении по ней. В частности:

уточняется формулировка термина "пешеходный переход" - теперь соответствующая область распространяется на место пересечения трамвайных путей;

запрещен обгон на нерегулируемом пешеходном переходе вне зависимости от наличия на нем пешеходов;

в целях повышения видимости пешеходов в темное время суток с 1 июля 2015 года устанавливается требование об обязательном применении пешеходами светоотражающих элементов при движении по проезжей части вне населенных пунктов в указанный период времени.

Кроме того, пункты 14.1 и 14.2 ПДД изложены в новой редакции, конкретизирующей действия водителей при проезде нерегулируемых пешеходных переходов.

Данный документ вступил в силу с 29.11.2014 (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 21.11.2014), за исключением пункта 2 изменений, вступающего в силу с 1 июля 2015 года.

Обзор подготовлен старшим помощником прокурора республики

по правовому обеспечению и связям с общественностью Э.Ф. Пакутиной

версия для печати