• КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • +7 (347) 272-71-42 Дежурный прокурор
    • +7 (347) 272-71-42Дежурный прокурор
    • +7 (347) 276-35-78Пресс-служба
    • +7 (347) 273-62-21Канцелярия

Правовые основы защиты прав потребителей

Надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения осуществляется согласно Положения «О федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 322 федеральной службой именуемой Роспотребнадзор.

Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере развития и поддержки внутренней торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, координацию в области защиты прав потребителей, мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей, а также лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции. Сокращенное наименование - Госкомитет РБ по торговле.

Законом предусмотрены два основных варианта защиты прав потребителей:

1) досудебная защита;

2) защита (восстановление) нарушенных прав в суде.

Досудебная защита нарушенных прав заключается в том, что потребитель до обращения в суд может урегулировать все возникшие спорные вопросы, предъявив свои требования непосредственно исполнителю, либо обратиться в соответствующие органы и организации, уполномоченные рассматривать вопросы о защите прав потребителей, которые правомочны:

1.проверить соблюдение обязательных требований законодательства о защите прав потребителей.

2.выдать обязательные для исполнения предписание, направить претензию (например, о прекращении нарушения прав потребителей).

3.возбудить и рассмотреть дела об административных правонарушениях, посягающих на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, в сельском хозяйстве и ветеринарии, в области предпринимательской деятельности.

4.предпринять административные меры принудительного характера (приостановить производство или реализацию товаров)

5.направить в орган, осуществляющий лицензирование материалы о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии юридических и физических лиц.

6. направить в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав потребителей.

7.обратиться в судебные органы с заявлением в защиту прав потребителей либо с заявлением о ликвидации или о прекращении деятельности лиц, нарушающих права потребителей за неоднократное или грубое нарушение требований действующего законодательства.

версия для печати