• КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • +7 (347) 272-71-42 Дежурный прокурор
    • +7 (347) 272-71-42Дежурный прокурор
    • +7 (347) 276-35-78Пресс-служба
    • +7 (347) 273-62-21Канцелярия

Обзор нового законодательства за период с 20.12.2013 по 04.02.2014

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Федеральный конституционный закон от 21.12.2013 N 5-ФКЗ

"О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального конституционного закона "О Государственном флаге Российской Федерации" и статью 3 Федерального конституционного закона "О Государственном гимне Российской Федерации"

В соответствии с изменениями Государственный флаг РФ должен быть вывешен постоянно на зданиях общеобразовательных организаций независимо от форм собственности или установлен постоянно на их территориях.

Предусмотрен подъем (установка) Государственного флага РФ во время массовых мероприятий (в том числе спортивных и физкультурно-оздоровительных), проводимых образовательными организациями независимо от форм собственности.

Вводится обязательное исполнение Государственного гимна РФ:

при открытии памятников и памятных знаков, установленных по решению государственных органов и органов местного самоуправления;

при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным и муниципальным праздникам;

в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях независимо от форм собственности - перед первым уроком (занятием) в день начала нового учебного года, а также во время проводимых указанными образовательными организациями торжественных мероприятий, посвященных государственным и муниципальным праздникам.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2014 года. Опубликован на Интернет-портале правовой информации 23.12.2013, в Российской газете от 25.12.2013.

Федеральный закон от 21.12.2013 N 364-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 61 и 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Федеральным законом установлено, что при проведении выборов различных уровней в помещении для голосования, а также при голосовании вне помещения должны применяться ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала.

Вступил в силу со дня его официального опубликования: 23.12.2013.

Федеральный закон от 21.12.2013 N 370-ФЗ

"О внесении изменений в статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

С 1 января 2014 года введен новый порядок осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Изменениями определяется компетенция органов государственного контроля (надзора) в указанной сфере, а также принципы осуществления государственного контроля (надзора).

Закрепляется возможность возложения контрольных полномочий на государственные органы не только федеральными законами, но и законами субъектов РФ.

Поправками предусматривается осуществление государственного контроля (надзора) на основе ежегодных планов проведения проверок, формируемых прокуратурами субъектов РФ на основе проектов ежегодных планов, подготовленных органами государственного контроля (надзора).

При этом плановая проверка одного и того же органа или должностного лица местного самоуправления может проводиться не чаще одного раза в два года.

Вводится запрет на дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора) различных уровней.

Опубликован на Интернет-портале правовой информации 23.12.2013.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Федеральный закон от 21.12.2013 N 365-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"

Законом усилена уголовная и административная ответственность за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так, распитие алкогольной продукции в запрещенных местах повлечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1500 рублей.

Установлена уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или продажу немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, совершенные в крупном размере, за те же деяния, совершенные организованной группой и в особо крупном размере, а также за изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных акцизных марок либо федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции и использование для маркировки алкогольной продукции заведомо поддельных акцизных марок либо федеральных специальных марок.

Увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Увеличен размер административного штрафа за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции (ранее - вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков).

Также установлена административная ответственность, в том числе за нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и искажение информации или нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота или использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.

Опубликован на Интернет-портале правовой информации 23.12.2013, вступил в силу с 3 января 2014 г.

Федеральный закон от 21.12.2013 N 366-ФЗ

"О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" и статью 13 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"

С 1 января 2014 года информация о кадровом обеспечении государственных органов и аппаратов судов должна размещаться на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы.

Изменениями формируется единая база вакантных должностей гражданской службы для системного информирования граждан о порядке поступления на гражданскую службу, что должно создать объективные и прозрачные механизмы конкурсного отбора кандидатов на замещение вакантных должностей гражданской службы.

Опубликован на Интернет-портале правовой информации 23.12.2013

Федеральный закон от 28.12.2013 N 383-ФЗ

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"

Административный штраф, назначенный иностранному гражданину одновременно с административным выдворением за пределы РФ, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.

Отсрочка или рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа не применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которым административный штраф назначен одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Опубликован на Интернет-портале правовой информации 30.12.2013, вступил в силу с 10.01.2014.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 387-ФЗ

"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

ФМС России уполномочена осуществлять ведение базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства.

Указанный информационный ресурс содержит в себе информацию, полученную от граждан, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и иных полномочных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, осуществляющих регистрацию и снятие граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания. Определен состав информации, содержащейся в указанном информационном ресурсе.

Граждане имеют право на ознакомление с информацией о себе, содержащейся в ресурсе, на защиту такой информации и на исправление содержащихся в нем ошибок.

Также в целях предоставления информации о регистрации граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, организует и ведет адресно-справочную работу.

Опубликован на Интернет-портале правовой информации 30.12.2013, вступил в силу с 10.01.2014.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 388-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения сроков передачи полномочий по содержанию иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации"

До 1 апреля 2014 года полиция будет исполнять обязанности по содержанию иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы РФ, в помещениях органов внутренних дел.

До указанной даты судебные приставы вправе препровождать иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, в помещения органов внутренних дел.

Полномочия по подбору и передаче федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, зданий и помещений, соответствующих требованиям, установленным Правительством РФ, в целях размещения специальных учреждений, должны быть осуществлены органами государственной власти субъекта РФ до 1 апреля 2014 года.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений, опубликован на Интернет-портале правовой информации 30.12.2013.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Постановление Правительства РФ от 16.12.2013 N 1156

"Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований"

С 20 января 2014 года ужесточены правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований.

В частности, болельщикам на стадионах запретили скрывать лица, находиться в состоянии опьянения, оскорблять других лиц (в том числе - с помощью плакатов и баннеров), бросать предметы в направлении других зрителей, обнажать интимные части тела, разрисовывать стадионы и использовать пиротехнику, а также проносить с собой оружие любого вида, алкоголь.

Определено, что размеры баннеров и флагов, проносимых на стадионы, не должны превышать 2 x 1,5 метра, с древком не длиннее 1,5 метров и не более 2,5 см в диаметре. Флаги, баннеры и иные средства поддержки не должны содержать надписей политического, экстремистского, провокационного или рекламного характера, нацистской символики, оскорблений и непристойных изображений.

В случае, если на таких средствах поддержках имеются надписи не на русском языке, зрители, проносящие их, должны иметь при себе нотариально заверенный перевод таких надписей и предъявлять его при входе на стадион.

Болельщики также обязаны предъявлять контролерам документ, удостоверяющий личность, при входе в место проведения спортивных соревнований, в случаях, установленных Правительством РФ.

Опубликовано на Интернет-портале правовой информации 17.12.2013, в Российской газете от 19.12.2013.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 21.12.2013 N 367-ФЗ

"О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"

С 1 июля 2014 года вступают в силу изменения в часть первую Гражданского кодекса РФ, касающиеся залога, а также перехода прав кредитора к другому лицу.

В частности, в новой редакции излагаются нормы, регламентирующие вопросы возникновения залога, государственной регистрации и учета залога, очередности удовлетворения требований залогодержателей, замены и восстановления предмета залога, обращения взыскания на заложенное имущество.

Опубликован портале правовой информации 23.12.2013.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Настоящим законом действующее законодательство приведено в соответствие с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (за исключением отдельных положений), закрепляющий новый порядок проведения государственных и муниципальных закупок.

В связи с этим в большое количество федеральных законов внесены изменения, направленные на их приведение в соответствие с новым порядком.

В частности, изменениями в Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" закреплены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, а также особенности заключения договоров с финансовыми организациями и порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Уточнены отдельные положения КоАП РФ, касающиеся ответственности за нарушение законодательства в сфере закупок.

Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Опубликован на Интернет-портале правовой информации 30.12.2013.


Федеральный закон от 28.12.2013 N 411-ФЗ

"О внесении изменений в статью 23 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Для прохода или проезда через земельный участок в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе могут устанавливаться публичные сервитуты.

Кроме того, до 31 декабря 2014 года продлено действие правовых норм, предусматривающих подготовку проектной документации линейного объекта на основании градостроительного плана земельного участка без разработки и предоставления проектов планировки и межевания территории.

До 1 января 2015 года отложено вступление в силу отдельных правовых норм Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", касающихся охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения, которыми должны быть установлены указанные в этих правовых нормах нормативы допустимых сбросов и лимиты сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты, а также обеспечен ввод в эксплуатацию локальных очистных сооружений и (или) разработаны и утверждены планы снижения названных сбросов. За несоблюдение данных требований виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Закон вступил в силу с 31.12.2013, опубликован на официальном портале правовой информации 30.12.2013.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 414-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов граждан, чьи денежные средства привлекаются для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости"

Уточнен порядок государственного регулирования, контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов.

Предусмотрено, в частности, что основанием для проведения контролирующим органом на территории субъекта РФ, на которой осуществляется строительство, плановой проверки является истечение 1 года с даты выдачи лицу, привлекающему денежные средства граждан для строительства, разрешения на строительство либо с даты окончания проведения последней плановой проверки такого лица на территории субъекта РФ, на которой осуществляется строительство.

Предусмотрено, что основаниями для проведения внеплановой проверки являются в том числе:

неисполнение в установленный срок лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства, выданного контролирующим органом предписания об устранении нарушения требований законодательства;

требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Также уточнены отдельные положения Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в части, касающиеся страхования гражданской ответственности застройщика.

Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 416-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

До 1 июля 2014 года должно быть прекращено проведение негосударственных лотерей.

Кроме того, внесенными поправками предусматривается прекращение в указанный срок проведения региональных государственных лотерей, муниципальных лотерей, стимулирующих лотерей, за исключением экспертизы выигрышных лотерейных билетов (лотерейных квитанций), а также выплаты, передачи или предоставления выигрышей участникам лотерей.

Законом установлено, что организатором лотереи является лишь федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ в установленном порядке на проведение лотереи. Организатор лотереи проводит лотерею через оператора посредством заключения с ним контракта.

Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня официального опубликования, опубликован на Интернет-портале правовой информации 30.12.2013.

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.2013 N 29-П

"По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 1 статьи 1158 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М.В. Кондрачука"

До принятия Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" практика применения абзаца первого пункта 1 статьи 1158 Гражданского кодекса РФ следовала практике применения института направленного отказа от наследства, сложившейся на основе ранее действовавшего правового регулирования в его официальном судебном толковании, содержащемся в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 01.07.1966 N 6 "О судебной практике по делам о наследовании".

В соответствии с данным толкованием наследник был вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по закону любой очереди - независимо от их призвания к наследованию.

Новое официальное судебное толкование, установленное пунктом 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9, предусматривает право наследника на отказ от наследства в пользу лиц из числа наследников по закону любой очереди лишь при условии, что указанные лица призваны к наследованию. При этом данное толкование рассматривается судами как распространяющееся на отношения, возникшие до принятия Постановления.

По мнению Конституционного Суда РФ, применение нового официального судебного толкования к наследственным отношениям, возникшим до его появления, не обеспечивает определенность нормативного содержания абзаца первого пункта 1 статьи 1158 ГК РФ.

В связи с этим Конституционный Суд РФ признал абзац первый пункта 1 статьи 1158 ГК РФ не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное законоположение в силу неопределенности своего нормативного содержания в части определения круга лиц из числа наследников по закону, в пользу которых наследник вправе отказаться от наследства, допускает возможность неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения института направленного отказа от наследства в этой части.

Указанная норма в новом официальном судебном толковании не подлежит применению при пересмотре судебных решений, принятых по делам, связанным с определением круга лиц из числа наследников по закону, в пользу которых наследник вправе отказаться от наследства, в рамках наследственных отношений, возникших до 29 мая 2012 года.

Федеральному законодателю предписано внести изменения в правовое регулирование направленного отказа от наследства, конкретизировав его в части определения круга лиц из числа наследников по закону, в пользу которых наследник вправе отказаться от наследства.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2013 N 37

"О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей"

Постановлением установлено, что в случае представления иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, документов о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители на территории государства, в котором они постоянно проживают, суду в числе прочего, необходимо проверить, была ли осуществлена данная подготовка организациями, полномочными проводить такую подготовку и выдавать соответствующий документ, а также проведена ли она с учетом тематики и в объеме не меньшем, чем это предусмотрено Требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623. Если суд придет к выводу о том, что указанные лица не прошли надлежащую подготовку на территории иностранного государства, суд вправе отложить разбирательство дела, предоставив данным лицам срок для прохождения подготовки кандидатов в приемные родители на территории Российской Федерации (пункт 4 статьи 127 СК РФ, статья 169 ГПК РФ).

ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 28.12.2013 N 417-ФЗ

"О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Жилищный кодекс РФ дополнен статьей 157.1, запрещающей повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера указанной платы, утвержденных высшим должностным лицом субъекта РФ.

Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера указанной платы в среднем по субъектам РФ, утвержденных Правительством РФ, как правило, на срок не менее трех лет.

Предельные индексы и индексы изменения размера указанной платы в среднем по субъектам РФ на первый долгосрочный период должны быть установлены не позднее, чем 1 мая 2014 года и введены в действие с 1 июля 2014 года.

Правительством РФ должны быть утверждены основы формирования индексов, определяющие, в частности, порядок расчета и применения индексов по субъектам РФ и предельных индексов, мониторинга и контроля за их соблюдением, а также основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований.

В Жилищный кодекс РФ внесены изменения, касающиеся капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и порядка его финансирования. Внесенными изменениями, в частности:

закреплен порядок установления дополнительных взносов для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме при невозможности использования средств фонда капитального ремонта;

уточнен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта;

расширен перечень многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта РФ, которые могут не включаться в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ.

Кроме того, поправками в Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определены требования к региональным программам капитального ремонта, а также особенности расходования средств фонда, предоставленных после 1 января 2014 года на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.

Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования: 30.12.2013.

ТРУДОВЫЕ ПРАВА

Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ

"О специальной оценке условий труда"

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда).

Предусмотрены, в частности:

права и обязанности работодателя и работника в связи с проведением специальной оценки условий труда;

порядок организации проведения специальной оценки условий труда;

перечень вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда;

порядок функционирования федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда.

Закон вступил в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений.

Федеральный закон от 21.12.2013 N 371-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.3-1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Органы государственной власти субъектов РФ получили право устанавливать критерии нуждаемости при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Данные критерии могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Исходя из критериев нуждаемости, органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета на целевые расходы) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2014 года.


Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ

"О потребительском кредите (займе)"

С 1 июля 2014 года вступает в силу закон о потребительских кредитах, предоставляемых физическим лицам.

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением кредитов (займов) физлицам, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Также данный закон не распространяется на потребительские кредиты, обязательства по которым обеспечены ипотекой.

Законом определены общие и индивидуальные условия, которые должны содержаться в договоре кредитования (вид кредита, его сумма, валюта и способ предоставления (включая использование электронных средств платежа), процентная ставка (порядок ее определения), периодичность платежей, способы и сроки возврата, информация об иных сопутствующих обязательных договорах или услугах и пр.).

Согласно закону полная стоимость выдаваемого потребительского кредита (займа) должна указываться на первой странице договора, перед таблицей, содержащей индивидуальные условия кредитования.

Установлена формула расчета полной стоимости кредита. Банк России ежеквартально будет рассчитывать и публиковать среднерыночное значение полной стоимости потребительских кредитов по их категориям с учетом их суммы, срока возврата, наличия обеспечения и т.д. На момент заключения договора полная стоимость кредита не может превышать рассчитанное Центробанком среднерыночное значение более чем на одну треть. В случае существенного изменения рыночных условий, влияющих на полную стоимость кредита (займа), ЦБ вправе установить период, в течение которого ограничение не применяется.

Закон предусматривает право заемщика на отказ (полный или частичный) от получения кредита и досрочный его возврат без предварительного уведомления кредитора с уплатой процентов за фактический срок пользования кредитом.

Законом детально прописаны последствия нарушения заемщиком сроков погашения кредита, а также регламентированы действия, направленные на возврат задолженности по договору.

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Федеральный закон от 28.12.2013 N 406-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

С туристов будет взиматься плата за посещение государственных природных заповедников.

Согласно изменениям управление государственными природными заповедниками и национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством РФ порядке.

Предусмотрено взимание платы за посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях познавательного туризма, а также территорий национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма и отдыха.

Порядок определения указанной платы устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся соответствующие особо охраняемые природные территории.

Из перечня особо охраняемых природных территорий исключены территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня, закрепленный статьей 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", дополнен материалами, обосновывающими преобразование государственных природных заповедников в национальные парки.

Кроме того, изменениями установлены особенности заготовки гражданами древесины для собственных нужд и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений применительно к особо охраняемым природным территориям.

Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, т.е. с 30.12.2013.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 415-ФЗ

"О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Закон направлен на создание механизма учета древесины, полученной при использовании лесов, и сделок с ней.

Установлена административная ответственность за:

непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной;

нарушение порядка учета древесины;

нарушение требований лесного законодательства в части обязательной маркировки древесины;

транспортировку древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа.

Установлено, что лесная декларация подается в форме электронного документа, подписанного электронной подписью с использованием в том числе сети Интернет.

Федеральный закон вступил в силу с 1 февраля 2014 года.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 398-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

С 1 февраля 2014 года Генеральный прокурор РФ уполномочен обращаться в Роскомнадзор с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности и участию в массовых публичных мероприятиях.

Такая процедура может быть инициирована Генеральным прокурором РФ, в том числе на основании уведомлений от органов власти, организаций и граждан.

После получения заявления Роскомнадзор незамедлительно направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу или к размещенной на нем противоправной информации, определяет провайдера хостинга, на котором содержится подобная информация и направляет ему уведомление о принятии мер по удалению такой информации.

Оператор связи после получения по системе взаимодействия данного требования обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу или к размещенной на нем незаконной информации.

На основании полученного от уполномоченного органа уведомления провайдер хостинга извещает владельца информационного ресурса об обязанности незамедлительно удалить незаконно размещенную информацию и принять меры по ограничению доступа к ней.

В случае исполнения владельцем информационного ресурса данной обязанности он уведомляет об этом Роскомнадзор, который после получения такого уведомления незамедлительно принимает меры для возобновления доступа к информационному ресурсу.

Опубликован на Интернет-портале правовой информации 30.12.2013.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Федеральный закон от 21.12.2013 N 374-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"

В загранпаспорт гражданина РФ, содержащий электронный носитель информации, будут вноситься дополнительные биометрические персональные данные его владельца (изображение папиллярных узоров указательных пальцев его рук).

Сканирование папиллярных узоров пальцев рук будет осуществляться у граждан РФ, достигших возраста двенадцати лет.

Данные, полученные в результате сканирования, сохраняются только на электронном носителе информации, содержащемся в паспорте, и после его выдачи гражданину РФ будут удаляться из информационных систем федерального органа исполнительной власти, дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, к компетенции которых отнесен прием заявлений о выдаче паспорта.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2016 года положения статей 9, 9.1 и 10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении сканирования папиллярных узоров пальцев рук гражданина Российской Федерации применяются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации по мере оснащения их соответствующими программно-техническими средствами.

Федеральный закон от 21.12.2013 N 376-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Подписан Закон об усилении борьбы с фиктивной регистрацией граждан в жилых помещениях.

Внесены изменения в Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", направленные на предотвращение фиктивной регистрации граждан в жилых помещениях, а также в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях, с целью усиления ответственности за фиктивную регистрацию.

Так, предусмотрено, что фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства - регистрация по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении либо регистрация по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Установлена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию вплоть до лишения свободы (ст. 322.2) на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок или без такового. Также предусмотрена уголовная ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ (ст. 322.3).

Кроме того, усилена административная ответственность в части, касающейся правил регистрационного учета граждан РФ и правил миграционного учета иностранных граждан. Так, установлена ответственность за проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации, нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении (ст.ст. 19.15.1-19.15.2 КоАП РФ)

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 23.12.2013, вступил в силу 3 февраля 2014 г.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 437-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения"

Законом введена административная ответственность за нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров.

Установлено, что обязательные медицинские освидетельствования и осмотры проводятся в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Обследование врачом-психиатром, врачом-психиатром-наркологом должно проводиться в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо пребывания кандидата в водители транспортных средств или водителя.

Вводится понятие "водитель транспортного средства", при этом указывается, что водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, опубликован на Интернет-портале правовой информации 30.12.2013.


УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Федеральный закон от 21.12.2013 N 378-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Согласно закону попечительские советы могут создаваться при любых исправительных учреждениях.

В состав попечительского совета при исправительном учреждении могут входить представители органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, учреждений и организаций любых организационно-правовых форм, общественных объединений, граждане. Попечительский совет осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе.

Порядок формирования попечительского совета, срок полномочий, компетенция и порядок его деятельности определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 23.12.2013, вступил в силу 3 февраля 2014 г.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 380-ФЗ

"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

В УК РФ введена новая статья: 240.1, которой за получение сексуальных услуг несовершеннолетнего в возрасте от 16 до 18 лет лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, предусмотрено наказание обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Под сексуальными услугами понимаются половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, условием совершения которых является денежное или любое другое вознаграждение несовершеннолетнего или третьего лица либо обещание вознаграждения несовершеннолетнему или третьему лицу.

Опубликован в Российской газете от 30.12.2013, вступил в силу с 10.01.2014.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 381-ФЗ

"О внесении изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации"

Диспозиция части первой статьи 232 Уголовного кодекса РФ дополнена положением, устанавливающим ответственность за систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Определено, что под систематическим предоставлением понимается предоставление помещений более двух раз.

Опубликован в Российской газете от 30.12.2013, вступил в силу с 10.01.2014.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 431-ФЗ

"О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Срок введения уголовного наказания в виде принудительных работ продлен до 1 января 2017 года.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 433-ФЗ

"О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации"

Согласно новой статье 280.1, включенной в УК РФ, публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности России, будут наказываться штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот часов, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), наказываются обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов либо лишением свободы на срок до пяти лет. Федеральный закон вступает в силу с 9 мая 2014 года.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 435-ФЗ

"О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

В перечень органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включены органы по контролю за оборотом наркотиков, а также учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Федеральным законом определяются функции органов по контролю за оборотом наркотиков и учреждений уголовно-исполнительной системы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственные функции в сферах исполнения уголовных наказаний, внутренних дел и образования, наделяются полномочиями по определению порядка проведения культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями, по оказанию им медицинской, социальной и психологической помощи, а также помощи в получении общего и профессионального образования в период содержания под стражей и отбывания назначенного судом наказания.

Опубликован в Российской газете от 30.12.2013, вступил в силу с 10.01.2014.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 382-ФЗ

"О внесении изменений в статью 401.3 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

Кассационная жалоба на решение районного суда по уголовному делу может быть подана в Верховный Суд РФ даже в том случае, если данное решение не было предметом рассмотрения президиума областного суда.

С 1 января 2013 года вступил в силу новый порядок производства по уголовным делам в суде кассационной инстанции, установленный главой 47.1 УПК РФ.

В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 401.3 УПК РФ вступившие в законную силу решения мирового судьи, районных, гарнизонных военных и окружных (флотских) военных судов могут быть обжалованы в кассационном порядке в Верховный Суд РФ лишь в случае, если указанные судебные решения являлись предметом рассмотрения президиума областного или равного ему по компетенции суда.

В связи с этим вынесение судьей суда кассационной инстанции в соответствии со статьей 401.10 УПК РФ постановления об отказе в передаче кассационной жалобы, представления для рассмотрения в президиум препятствовало обращению субъектов обжалования в Верховный Суд РФ.

В целях обеспечения исправления судебных ошибок изменениями в пункты 2 и 5 части 2 статьи 401.3 УПК РФ предусмотрено право субъектов обжалования подавать кассационные жалобы, представления в Верховный Суд РФ на указанные судебные решения в случае, если они обжаловались в кассационном порядке в президиум соответствующего суда, без требования рассмотрения поданных жалоб президиумом.

Опубликован, на портале правовой информации и в Российской газете 30.12.2013, вступил в силу с 10.01.2014.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 432-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве"

Законом закреплено право потерпевшего и его законного представителя получать информацию о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания, о его выездах за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы.

Предусмотрено обязательное возмещение осужденным вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, для отмены условного осуждения, применения условно-досрочного освобождения или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Внесенными поправками в Уголовный кодекс РФ установлена ответственность за:

незаконное распространение информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по уголовному делу, повлекшее тяжкие последствия;

уклонение потерпевшего от прохождения освидетельствования, от производства в отношении его судебной экспертизы в случаях, когда не требуется его согласие, или от предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования.

Кроме того, законом предусматриваются изменения, касающиеся:

подсудности дел об отдельных преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

порядка принятия решения о признании потерпевшим, а также прав и обязанностей потерпевшего;

обеспечения участия адвоката в качестве представителя несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста шестнадцати лет, в отношении которого совершено половое преступление;

отстранения от участия в уголовном деле законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего;

особенностей проведения допроса, очной ставки и проверки показаний с участием несовершеннолетнего;

мер по обеспечению гражданского иска;

уведомления потерпевшего о заявлении обвиняемым ходатайства о применении особого порядка судебного разбирательства;

применения мер государственной защиты в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

Федеральный закон вступил в силу с 10.01.2014, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2015 года.

Опубликован на Интернет-портале правовой информации 30.12.2013, вступил в силу 10.01.2014 г.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 436-ФЗ

"О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"

Введен новый порядок подачи и рассмотрения частных жалоб по гражданским делам. Изменения внесены в целях приведения статьи 333 ГПК РФ в соответствие с ее конституционно-правовым смыслом, установленным Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.11.2012 N 29-П.

Так, на суд возложена обязанность направлять лицам, участвующим в деле, копии частной жалобы, представления прокурора и приложенных к ним документов с назначением разумного срока, в течение которого указанные лица вправе представить в суд первой инстанции возражения в письменной форме относительно частной жалобы с приложением подтверждающих их документов.

Установлен перечень определений суда первой инстанции, частные жалобы и представления прокурора в отношении которых рассматриваются без извещения лиц, участвующих в деле.

Закреплено право суда апелляционной инстанции вызывать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание с учетом характера и сложности разрешаемого процессуального вопроса, а также доводов частной жалобы, представления прокурора и возражений относительно них.

Опубликован в Российской газете от 30.12.2013, вступил в силу с 10.01.2014.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 441-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Данным законом определены особенности исполнения требований об освобождении земельного участка и сносе строения.

В частности, законом установлено, что исполнение указанных требований включает в себя освобождение земельного участка, указанного в исполнительном документе, от движимого и недвижимого имущества должника и запрещение должнику пользоваться освобожденным земельным участком.

При этом снос расположенных на земельном участке строения, здания, сооружения либо их отдельных конструкций производится лишь в том случае, если это указано в исполнительном документе.

Принудительное исполнение данных требований производится с участием понятых, а в необходимых случаях - при содействии сотрудников внутренних дел. В целях обеспечения принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель также вправе привлечь соответствующую специализированную организацию.

Кроме того, внесенными изменениями увеличен исполнительный сбор, взыскиваемый с должника в случае неисполнения им исполнительного документа в установленный срок, а также определены особенности взыскания исполнительного сбора с солидарных должников.

Также поправками уточнены отдельные вопросы, касающиеся, в частности, правопреемства в исполнительном производстве, порядка зачета встречных однородных требований и особенностей обращения взыскания на имущество должника-организации.

Опубликован в Российской газете от 30.12.2013, вступил в силу с 10.01.2014.

ПРАВОСУДИЕ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 40

"О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Верховный Суд РФ разъяснил, что управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, ни при каких обстоятельствах не может быть признано малозначительным правонарушением.

Кроме того, в Постановлении рассматриваются вопросы, касающиеся, в частности:

определения территориальной подсудности дел об административных правонарушениях;

обжалования определения о возвращении протокола об административном правонарушении лицом, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, а также прокурором;

извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу, о времени и месте судебного рассмотрения дела об административном правонарушении;

оформления полномочий защитника и представителя на участие в деле об административном правонарушении;

особенностей обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях должностными лицами, в том числе входящих в состав коллегиального органа;

переквалификации судьей действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности;

исчисления срока административного ареста в отношении лица, уже отбывающего данное наказание по другому делу;

назначения административного наказания в виде административного выдворения иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы территории РФ;

конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения;

отложения судьей составления мотивированного постановления по делу об административном правонарушении.

Пленум Верховного Суда РФ также разграничил подведомственность между судами общей юрисдикции и арбитражными судами при рассмотрении жалоб юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на постановления о привлечении к административной ответственности.

Установлено, что суды общей юрисдикции рассматривают жалобы указанных субъектов лишь в том случае, если они привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением предпринимательской и иной 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41

"О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога"

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил основания, порядок избрания, продления, изменения и отмены указанных мер пресечения с учетом внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство, вопросов, возникающих у судов, а также правовых позиций Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека.

В Постановлении, в частности, разъясняется следующее:

- на первоначальных этапах производства по уголовному делу тяжесть предъявленного обвинения и возможность назначения наказания в виде длительного лишения свободы может служить основанием для заключения лица под стражу, но в дальнейшем одни только эти обстоятельства не могут признаваться достаточными для продления данной меры пресечения;

- при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу судам следует определять не только продолжительность содержания лица под стражей, но и дату его окончания;

- сама по себе необходимость дальнейшего производства следственных действий или ознакомления (продолжения ознакомления) с материалами уголовного дела не может выступать в качестве единственного и достаточного основания для продления срока содержания под стражей;

- при избрании меры пресечения в виде домашнего ареста суд должен указывать жилое помещение, в котором подозреваемому или обвиняемому надлежит находиться, а в случае отсутствия согласия собственника жилья, проживающего в указанном жилом помещении, домашний арест не может быть избран судом по данному адресу;

- в решении об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста судом должны быть определены виды и пределы налагаемых на лицо ограничений и (или) запретов;

- при избрании меры пресечения в виде залога судам следует учитывать положения Гражданского кодекса РФ о залоге, а также особенности уголовного судопроизводства;

- залогодатель вправе в разумный срок восстановить предмет залога или заменить его другим равноценным имуществом в случае уничтожения или повреждения имущества, являющегося предметом залога, либо прекращения права собственности или права хозяйственного ведения на него по установленным законом основаниям.

Кроме того, в Постановлении рассмотрены особенности применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, разъяснен порядок действий суда при заявлении обвиняемого о ненадлежащих условиях содержания под стражей, а также вопросы, возникающие в судах апелляционной и кассационной инстанций.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 42

"О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам"

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил отдельные вопросы применения законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам.

В частности, судам следует исходить из того, что в состав процессуальных издержек не входят суммы, израсходованные на производство судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях (экспертных подразделениях), поскольку их деятельность финансируется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Указываются случаи, в которых процессуальные издержки возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Разъясняется, что принятие решений о взыскании с осужденного выплат, предусмотренных частью 2 статьи 131 Уголовно-процессуального кодекса РФ, возможно только в судебном заседании.

Отсутствие у осужденного денежных средств или иного имущества само по себе не является достаточным условием признания его имущественно несостоятельным и взыскания процессуальных издержек за счет федерального бюджета.

При этом не допускается одновременное взыскание одних и тех же процессуальных издержек в долевом порядке с несовершеннолетнего осужденного и его законного представителя.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 2

"О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"

Верховный Суд РФ разъяснил особенности рассмотрения уголовных дел в суде кассационной инстанции.

В связи с вопросами, возникающими у судов при применении норм главы 47.1 УПК РФ, Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, в частности, следующее:

правом на обжалование судебного решения обладают, в том числе, лица, не признанные в установленном законом порядке участниками процесса, но нуждающиеся в судебной защите исходя из своего фактического положения (например, заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела);

вступившие в законную силу судебные решения, вынесенные в ходе досудебного производства, могут быть по общему правилу пересмотрены в кассационном порядке лишь до передачи дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу;

в кассационном порядке не подлежат рассмотрению доводы кассационной жалобы, представления, если в них оспаривается правильность установленных судом фактических обстоятельств дела (вопросы факта);

уголовное дело должно быть истребовано в каждом случае, когда у судьи возникают обоснованные сомнения в законности обжалуемого судебного решения;

отзыв кассационной жалобы, представления не препятствует тому же лицу в течение срока, указанного в части 3 статьи 401.2 УПК РФ, повторно обратиться в тот же суд кассационной инстанции с жалобой или представлением по тем же или иным правовым основаниям;

в суде кассационной инстанции могут быть рассмотрены дополнительные материалы, поступившие с жалобой или представлением либо представленные сторонами, если они содержат сведения, имеющие значение для правильного разрешения дела, и не свидетельствуют о наличии новых или вновь открывшихся обстоятельств.

версия для печати