• КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • +7 (347) 272-71-42 Дежурный прокурор
    • +7 (347) 272-71-42Дежурный прокурор
    • +7 (347) 276-35-78Пресс-служба
    • +7 (347) 273-62-21Канцелярия

В Уголовный кодекс Российской Федерации внесены изменения, ужесточающие уголовную ответственность за преступления экстремистского характера

Президентом РФ 03.02.2014 подписан Федеральный закон №5-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ».

Данные изменения коснулись санкций статей 280, 282, 282.1 и 282.2 УК РФ, предусматривающих составы преступлений экстремистского характера.

Так, за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ч.1 ст.280 УК РФ) наказание в виде штрафа в денежном выражении не может быть ниже 100 тысяч рублей, а штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного теперь должен назначаться в размере от одного года до двух лет. Ранее действующая санкция части 1 статьи 280 УК РФ не предусматривала нижнего предела штрафа, позволяя судам назначать несправедливо малый штраф за совершение данного преступления.

Увеличен нижний предел наказания в виде штрафа за публичные действия или действия с использование средств массовой информации, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, если они совершены с применением насилия или с угрозой его применения; лицом с использованием своего служебного положения либо в составе организованной группы (часть 2 статьи 282 УК РФ).

По новому закону за совершение таких преступлений штраф назначается в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух лет до трех лет.

Такой общественно опасный экстремистский состав преступления, как создание экстремистского сообщества, руководство им или его структурным подразделением, указанным федеральным законом отнесен к категории тяжких преступлений.

В связи с частыми вопросами, возникающими при исполнении назначенного судом уголовного наказания в виде штрафа, в том числе за совершение коррупционных преступлений, Пленум Верховного суда Российской Федерации 3 декабря 2013 года внес изменения в Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.01.2007 №2 «О практике назначения судами РФ уголовного наказания» и от 09.07.2013 №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

Изменения в обязательные для судов всех уровней руководящие документы коснулись назревших вопросов, связанных с условиями исполнения штрафа, злостностью уклонения от его уплаты, замены штрафа иными видами наказания при неисполнении его осужденным, в том числе за коррупционные преступления.

Так, в соответствии со статьей 32 Уголовно-исполнительного кодекса РФ злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф без рассрочки в срок до 30 календарных дней со дня вступления приговора в законную силу или первую часть штрафа с рассрочкой выплаты в этот же срок либо оставшиеся части штрафа не позднее последнего дня каждого последующего месяца.

Верховный суд разъяснил, что установление других условий, кроме неуплаты штрафа в срок, для признания злостно уклоняющимся от уплаты штрафа не требуется.

Сам факт отсутствия у осужденного денежных средств для уплаты штрафа также не может признаваться уважительной причиной для неуплаты штрафа в срок.

Анализ судебной практики назначения наказания за совершение коррупционных преступлений показал, что судами нередко осужденным за получение взяток в крупном и особо крупном размере назначается штраф, исчисляемый миллионами и десятками миллионов рублей. При этом вопрос возможности уплаты такого штрафа осужденным судами не рассматривается, что в итоге приводит к серьезным проблемам при его исполнении.

Пленум Верховного суда РФ постановил, что при разрешении вопроса о том, какое наказание должно быть назначено осужденному, совершившему коррупционное преступление, в случае наличия в санкции статьи наказания в виде штрафа, суду необходимо обсуждать возможность его исполнения. Назначая штраф, определяя его размер и решая вопрос о рассрочке его выплаты, необходимо учитывать не только тяжесть совершенного преступления, но и имущественное положение осужденного и его семьи, а также возможность получения им заработной платы или иного дохода. В этих целях следует иметь в виду наличие или отсутствие у осужденного основного места работы, размер его заработной платы ли иного дохода, возможность трудоустройства, наличие имущества, иждивенцев и т.п.

Исходя из установленных по делам о взяточничестве видах наказаний, при установлении невозможности в силу имущественного положения назначить подсудимому штраф, кратный сумме взятки или коммерческого подкупа, суд определяет наказание в виде лишения свободы с более мягким штрафом.

Кроме того, в целях усиления борьбы с коррупцией Верховный суд РФ подкрепил в своем постановлении введенные в декабре 2012 года в статью 46 Уголовного кодекса РФ положения, в соответствии с которыми при злостном уклонении от уплаты назначенного штрафа по делам о взяточничестве он заменяется только на реальное лишение свободы.

версия для печати