• КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • +7 (347) 272-71-42 Дежурный прокурор
    • +7 (347) 272-71-42Дежурный прокурор
    • +7 (347) 276-35-78Пресс-служба
    • +7 (347) 273-62-21Канцелярия

Применение положений республиканского законодательства о праздничных днях к федеральным государственным гражданским служащим

В прокуратуру республики поступают обращения служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по вопросу непредоставления им дней отдыха в праздничные дни, установленные законодательством Республики Башкортостан.

Согласно статье 1 Закона РБ от 27.02.1992 № ВС-10/21 «О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан» в республике устанавливаются следующие нерабочие праздничные дни: 11 октября – День Республики – День принятия Декларации о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики; Ураза-байрам; Курбан-байрам.

Даты проведения праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам в соответствии с лунным календарем ежегодно объявляются Правительством Республики Башкортостан не позднее, чем за три месяца до их наступления.

Данная норма принята в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому по просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Трудовое законодательство в силу п/п. "к" ч. 1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Статья 6 Трудового кодекса РФ, разграничивающая полномочия органов власти в сфере регулирования трудовых отношений, не относит вопросы установления нерабочих праздничных дней к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Поэтому субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные нерабочие праздничные дни.

Органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъекта РФ, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории этого субъекта (ч.2 ст.13 ТК РФ).

Это означает, что законы субъектов РФ применяются к работникам, осуществляющим трудовую функцию в этом регионе.

Вместе с тем, в Федеральном законе от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», закрепляющем правовое положение федеральных государственных гражданских служащих, отсутствует перечень нерабочих праздничных дней.

Такой перечень, содержится в Трудовом кодексе РФ, который исходя из положений ст. 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», подлежит применению к отношениям, связанным с гражданской службой.

Кроме того, к вопросам исключительного ведения Российской Федерации относятся федеральный бюджет и федеральная государственная служба (п. «з», п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации). Это означает, что субъекты РФ не имеют полномочий распоряжаться федеральным бюджетом, принимать правовые нормы, регулирующие порядок прохождения федеральной государственной службы. Поэтому установление нерабочих праздничных дней законами субъектов РФ для федеральных государственных гражданских служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, работников, оплата труда которых производится за счет средств федерального бюджета, противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Следовательно, нерабочие праздничные дни, установленные законом субъекта Российской Федерации, не являются временем отдыха для федеральных государственных гражданских служащих, работающих в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, органами законодательной власти которого принят такой закон.

версия для печати